Европа все-таки торгуется с Александром Лукашенко
Польский сенатор Збигнев Ромашевский борется за освобождение белорусских узников совести. Фото с сайта www.gazeta.pl |
Вчера Министерство иностранных дел Болгарии опровергло информацию о том, что, будучи посредником в диалоге Минск–Брюссель, оно предлагало президенту Белоруссии Александру Лукашенко «продать» политзаключенных за 2 млрд. евро. Тем не менее белорусские эксперты убеждены в том, что торг идет.
«Мы категорически опровергаем данную информацию. Подобного предложения не было», – заявила пресс-секретарь МИД Болгарии Весела Чернева. Напомним, что ранее детали торга озвучила польская Rzeczpospolita, ссылаясь на источники в МИДе своей страны. Несмотря на неофициальный характер, информация вызвала доверие у белорусской общественности. Ведь еще не так давно МИД Болгарии отрицал факт встречи своего министра с Александром Лукашенко, о которой стало известно также благодаря утечке информации, и лишь после нескольких опровержений подтвердил. Согласно обнародованной информации, белорусский президент пообещал освободить всех политзаключенных в начале октября. В обмен на это он хотел восстановить отношения с ЕС, чтобы претендовать на кредитную поддержку МВФ и избежать дальнейших санкций.
В минувшую пятницу факт встречи с главой МИД Болгарии Николаем Младеновым подтвердил Александр Лукашенко. «Что касается контактов с представителями иностранных государств, так не только с министром иностранных дел Болгарии. Была масса встреч за это время с бизнесменами, банкирами, политиками, депутатами, конгрессменами из США и других государств», – ответил он на вопрос о том, была ли такая встреча.
Правда, по словам Лукашенко, он торг политзаключенными не ведет. «Мы ни с кем не торгуемся, нас это не интересует. Если кто-то думает, что кризис и мы через пятую колонну ищем поддержку на Западе, то это полная чушь, – подчеркнул белорусский лидер. – Запад нас никогда не поддерживал, и вряд ли он нас поддержит». Торгуется, по его словам, МВФ. «Знаете, до чего дошли они – экономисты, финансисты? Они от нас требуют освобождения политзаключенных. Так какое ж это отношение имеет к МВФ? Какие заключенные? Вы же занимаетесь финансами, экономикой», – возмущался белорусский лидер, отвечая на соответствующие вопросы журналистов. ВМФ, кстати, уже прореагировал на заявление белорусского президента. «У нас нет полномочий выдвигать такого рода условия, так же как и компетенции вырабатывать и применять такие условия», – заявили в пресс-службе этой организации. Правда, там уточнили, что связь между позицией международного сообщества и решением МВФ о кредитовании все же есть: «Все программы принимаются советом, в котором представлены все страны – члены МВФ… Для полноценного финансирования программ МВФ необходима поддержка других стран и организаций, для чего требуется значительная степень благосклонности к стране-получателю». Президент Белоруссии признал, что его страна испытывает серьезные экономические трудности, и отметил намерение соседних государств воспользоваться этим. «Все сегодня почувствовали запах крови. Думают, белорусы на колени стали, надо их добить, забрать предприятия, народ подчинить, валюту какую-то там иностранную ввести и так далее», – сказал он и предупредил, что этого не будет. Одновременно с этим Лукашенко признался, что намерен и дальше вести диалог с Западом. «Делали мы навстречу Западу шаги и делаем… Я не хочу, чтобы у нас были плохие отношения с Западом. Зачем нам эти плохие отношения?» – резюмировал он.
Что касается конкретных сумм, в которые оценена свобода политических противников Лукашенко, то эксперты не берутся судить, правдоподобны ли вышеназванные цифры. Однако очевидно, что ЕС все-таки вступил в закулисные переговоры с Лукашенко. «Безусловно, торг идет», – полагает белорусский политолог Валерий Карбалевич. На этом фоне громкие обвинения Лукашенко в адрес МВФ – не более чем инсценировка. «Александр Григорьевич – такой политик, заявления которого нельзя понимать буквально», – сказал «НГ» Карбалевич. По его мнению, заявления Лукашенко – свидетельство того, что его просто пока не устраивают условия торга и «он пытается повысить цену».
Как ранее писала «НГ», белорусская оппозиция выступает против проведения диалогов с властью до того, как на свободу выйдут все политзаключенные. Официально приверженность этому тезису высказывают и еврочиновники.
Вчера оппозиционные СМИ обнародовали письмо главного соперника Лукашенко на минувших выборах политзаключенного Андрея Санникова. В нем он говорит о том, что не намерен покупать свою свободу ценой сохранения действующей власти. По мнению Санникова, которое разделяют и другие белорусские политики, говорить с Лукашенко можно только об одном – о способе передачи власти
Комментариев нет:
Отправить комментарий