Много внимания на Социальном форуме - 2011 уделялось обсуждению проблем образования в России. Директор Центра мониторинга качества образования ИРО НИУ ВШЭ Анатолий Каспржак сказал парадоксальную вещь: оказывается, наши дети, в четвертом классе по своему развитию уступают лишь четвероклассникам Сингапура и Гонконга, а вот к девятому классу скатываются аж на 40-е место (из 60-ти). Видимо, школа их как-то не так учит в это время…
Основные проблемы в нашем образовании, по его мнению, следующие:
- значительное отставание наименее успешных от наиболее успешных учащихся. Это еще усугубляется тем, что большее финансирование дают более успешным школам, таким образом, у слабых шансы подтянуться становятся все меньше.
- увеличение числа школьников, не достигших грамотности. Пятая часть российских девятиклассников не понимает смысла прочитанного текста!
Каспржак представил четыре возможных сценария развития школы.
- Реставрационный. 1/3 населения хочет, чтобы образование вернулась к стандартам советской школы.
- Стабилизационный. У этого сценария еще больше сторонников, и его суть в том, что прежде чем двигаться дальше, нужно хотя бы завершить все начатые реформы образования.
- Модернизационный.
- Инновационный
Ну и, по мнению Анатолия Георгиевича, никакая реформа невозможна без существенного повышения зарплат преподавателям. Сравнение с другими странами показывает, что в Малайзии и Колумбии учитель получает вдвое больше российского. Даже в Казахстане учителем работать выгоднее! Для того чтобы зарплата была достойной, у учителя она должна равняться средней по экономике в данном регионе, у преподавателя техникума – в 1,5 раза больше средней, а у преподавателя вуза – в 2 раза.
Министр образования и науки Андрей Фурсенко, выступая на Форуме, сказал, что образование всегда будет отставать от потребностей сегодняшнего дня, потому что для того, чтобы учить детей чему-то новому, вначале нужно этому научить учителей.
- Надо по-другому учить учителей, тогда и будет другое образование. Учитель должен признать, что он не источник знаний и не должен на это претендовать. Он должен учить, как учиться, быть наставником, - считает министр.
Например, руководство вуза должно активнее заниматься трудоустройством студентов, а задача ректора – устанавливать связи с бизнесом, который возьмет его выпускников.
Что касается трудоустройства самих учителей, то, по мнению Фурсенко, роль образования не сводится к этому. Вакансии, как в школах, так и в вузах будут сокращаться, поскольку у нас грядет демографический провал. Выход из этой ситуации министр видит в переориентировании педагогов на дополнительное образование.
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
Комментариев нет:
Отправить комментарий