13.09.2011 06:28, Москва. В 2001 году министерство экономики, торговли и промышленности Японии приняло программу создания 19 промышленно-научных кластеров, результатом которой должно было стать возникновение новых инновационных предприятий, производящих наукоемкую продукцию на основе внедрения перспективных технологий. В рамках программы правительство выделяло из госбюджета средства в объеме около 500 млн долларов в год. Аналогичную программу приняло и министерство образования, науки и технологий этой страны.
Однако это не привело к возникновению эффективной инновационной инфраструктуры. Реальная государственная поддержка осуществлялась лишь в вопросах субсидий и научно-исследовательских грантов, в то время как в кадровой сфере, в области взаимодействия с кредитно-финансовыми организациями, получения необходимой научно-технической и патентной информации, содействия в организации цикла производства новой продукции эффективность правительственной помощи была признана экспертами минимальной. Отмечалась также очень низкая компетенция назначенных правительством менеджеров, призванных возглавлять инновационные процессы и координировать направления развития предприятий. Со стороны руководства ряда производственных и научных предприятий в адрес правительства высказывались упреки в недостаточной поддержке инновационной деятельности, ограничивающейся в большинстве случаев лишь строительством инфраструктуры.
Делу мешали также иерархические традиции и психология, сложившаяся в кругах японского бизнеса, которые затрудняли развитие открытых научно-промышленных структур, аналогичных европейским и американским.
В результате большинство японских научно-промышленных кластеров не смогло выйти на уровень самоокупаемости, не оправдало вложенных в них госсредств. В конце 2009 года специальная правительственная комиссия признала проект бесперспективным.
Однако уже в 2010 году правительство страны сформулировало долгосрочную инновационную стратегию, в качестве ключевых отраслей которой были выбраны альтернативная энергетика и энергосбережение. В очередной раз разработчики стратегии ограничились лишь технологическими инновациями, оставив за рамками вопросы развития венчурных компаний, малого и среднего бизнеса, что является необходимым условием деятельности инновационной экономики.
Как показала практика, существующая сегодня в Японии государственная стратегия поддержки данных предприятий не содействует развитию наукоемкого сектора экономики. Объемы продаж существующих мелких и средних промышленных компаний вряд ли смогут увеличиться до докризисного уровня даже в случае «восстановления конъюнктуры рынка».
В западных странах сегодня уже произошла смена парадигмы «закрытых инноваций», когда используются результаты только собственных НИОКР или НИОКР предприятий-учредителей, к «открытым инновациям». В этом случае в разработках участвует большое количество компаний на горизонтальном уровне. Это позволяет принципиально расширить использование интеллектуальной собственности. Именно такая парадигма остается совершенно неучтенной в новой японской стратегии развития.
Государству, по мнению японских экспертов, следует поддерживать не отдельные высокотехнологичные предприятия, а целые кластеры, формируя соответствующую инновационную инфраструктуру. В нее должны входить университеты, НИИ, производственные компании, вспомогательные предприятия, консалтинговые компании-посредники. Именно такие кластеры, как показывает западный опыт, имеют наибольший научно-технологический и промышленный потенциал, а также высокуюмеждународную конкурентоспособность.
Как считают японские эксперты, в самой Японии отсутствуют объективные предпосылки для успешного самостоятельного развития региональных кластеров. Они выделяют 15 факторов, необходимых для успешного развития кластера. А именно:
– компактность территории (должна существовать возможность в течение 30 минут попасть на любое предприятие);
– отсутствие инвестиционных альтернатив высокотехнологичным отраслям;
– опора на уже существующий конкурентоспособный технологический потенциал местных промышленных предприятий и научных организаций;
– существование предприятий-лидеров, способных возглавить инновационные процессы и консолидировать вокруг себя остальные организации в период формирования кластера;
– наличие высокопрофессиональных специалистов мирового уровня;
– конкретное взаимодействие между университетами, научно-исследовательскими институтами и промышленными компаниями;
– коммерческая эффективность создаваемых венчурных компаний;
– сотрудничество новых венчурных компаний с ведущими корпорациями и университетами;
– существование развитой вспомогательной инфраструктуры, в том числе финансовой, производственной и управленческой;
– существование высокоэффективных координирующих организаций для университетов и предприятий;
– наличие высокоавторитетных лидеров, способных разработать уникальную региональную стратегию развития и привлечь высококлассных специалистов, в том числе из других стран;
– взаимодействие с другими кластерами внутри региона;
– осуществление стратегии инновационной рыночной экспансии с нацеленностью на мировой рынок;
– корпоративное развитие и привлечение национального и зарубежного капитала за счет первичного размещения акций;
– наличие высокой международной репутации.
По мнению экспертов, в настоящее время у японских региональных инновационных кластеров отсутствует большинство из перечисленных условий. Развитию кластеров в стране препятствуют низкая мобильность кадров и сосредоточенность исследовательской инфраструктуры в нескольких крупных мегаполисах, что ближе к условиям России и Франции, чем США.
ТПП-Информ
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
Комментариев нет:
Отправить комментарий