Еврокомиссарам не нравится рост немецкого экспорта. Поэтому Еврокомиссия приступила к расследованию ситуации с профицитом внешнеторгового баланса Германии.
Внешнеторговый баланс страны – это соотношение стоимости товаров, экспортированных и импортированных в течение определённого промежутка времени. Если экспорт превышает импорт, то сальдо считается положительным, если наоборот – отрицательным. Согласованный в ЕС «потолок» положительного сальдо установлен на уровне 6% ВВП. В 2012 году у Германии оно составило 7%, или 20 млрд, евро в абсолютных цифрах. То есть страна экспортировала больше, чем покупала для себя за рубежом. Но радость немецких экспортёров и экономистов отнюдь не разделяют в Еврокомиссии.
«Мы должны глубже изучить ситуацию и понять, насколько такое положение в Германии может в перспективе поставить под удар всю экономику ЕС, – заявляет сейчас глава Еврокомиссии, португалец Жозе Мануэл Баррозу (José Manuel Barroso). – Под угрозой может оказаться рост всего европейского ВВП». Своему начальнику вторит еврокомиссар по экономике финн Олли Рен (Olli Rehn): «Постоянное положительное сальдо торгового баланса, к тому же столь высокое, означает, что немцы всё больше и больше инвестируют за рубежом. Вопрос в том, насколько это идёт на пользу даже немецкой экономике, не говоря уже об общеевропейской». По мнению Рена, «ориентированная на экспорт экономика ФРГ подавляет потребительский спрос в остальной еврозоне и повышает риск дефляции, а также, усиливая евро, ограничивает экспорт из остальных стран с единой валютой».
Похоже, что и Баррозу, и Рен пересказывают своими словами выводы, содержащиеся в опубликованном в те же дни отчёте Минфина США за 1-е полугодие 2013 года. Как отмечается в этом документе, «экспортная зависимость Германии является угрозой стабильности европейской и мировой экономике и провоцирует развитие дефляционных процессов. Многие годы приоритетом для немецких профсоюзов на тарифных переговорах с работодателями было не повышение зарплат, а сохранение рабочих мест. Высокие налоги и социальные отчисления тоже не способствуют росту индивидуального потребления». По мнению американских финансистов, «Германии необходимо сосредоточиться на росте внутреннего продукта, что будет способствовать укреплению европейской экономики».
Вняв Вашингтону, Еврокомиссия начала расследовать ситуацию в сфере немецкого экспорта. Это грозит ФРГ штрафом в 0,1% от общих объёмов производства. В 2012 году ВВП страны составил более 2,6 триллиона евро, а значит, штраф составит миллиарды. Решение Брюсселя вызвало в Германии вполне понятное возмущение. Фактически немецким компаниям предлагают искусственно снизить свою конкурентоспособность. Вдобавок немцев ещё и накажут за то, что они целое десятилетие проводили реформы и довольствовались минимальным ростом доходов, чтобы обеспечить своей экономике международную конкурентоспособность. Председатель группы ХДС/ХСС в Европарламенте Герберт Ройль (Herbert Reul) подверг резкой критике намерения Еврокомиссии. Назвав Германию «локомотивом европейской экономики», он заявил, что «преимущества немецкого экспорта обоснованы конкурентоспособной продукцией высокого качества».
«Еврокомиссия ставит целью не наказать Германию, а лишь проанализировать влияние её экспорта на экономику Европы, – успокаивает немцев комиссар ЕС по энергетике Гюнтер Эттингер (Günther Oettinger). – Если даже и последуют предложения об ограничении немецкого экспорта или штрафе, я сам не буду согласен с такой позицией». Перевесит ли его несогласие мнение «вашингтонского обкома», еврокомиссар не уточнил.
Сергей Дебрер
№ 48, 2013. Дата публикации: 29.11.2013
Немецкие почта и дороги слишком хороши для нас?
Европейская комиссия подала в Европейский суд (EuGH) иск с требованием применить к Германии штрафные санкции за неправомерное государственное субсидирование акционерных обществ Deutsche Post и Deutsche Bahn.
За что только евробюрократы не «клевали» Германию! И за государственную поддержку своей автомобильной промышленности. И за попытки защитить свои границы от нашествия мигрантов. И за недостаточность, по мнению еврочиновников, минимальных зарплат. И за «излишне усложнённый» тест на знание немецкого языка, который должны сдавать иностранные супруги граждан ФРГ для получения вида на жительство (для сдачи теста необходимо знать немецкий в объёме 600 слов). Теперь вот их раздражает рост немецкого экспорта. Но ещё в июле Брюссель высказал недовольство по поводу господдержки, которую Германия оказывает своим почтовикам и железнодорожникам: Еврокомиссия обвинила Германию в «создании некорректного конкурентного преимущества» концерну Deutsche Post.
Речь шла о субсидиях, выделяемых Федеральным правительством начиная с 1995 года для частичного финансирования пенсионного фонда работников почты. Не запрещая таких субсидий в принципе, Еврокомиссия возражала против их размера (точная сумма не называется, но, по оценкам экспертов, она колеблется от 500 миллионов до 1 миллиарда евро). В 2012 году Deutsche Post вернула государству 298 миллионов евро. Однако в Брюсселе эту сумму посчитали недостаточной.
По мнению еврокомиссаров, такие же «некорректные преимущества» (по сравнению с другими перевозчиками) правительство ФРГ создало и концерну Deutsche Bahn. Германский Кабмин обвиняют, в частности, в том, что он не обеспечил контроль за целевым расходованием бюджетных средств, и пользуясь этим, DB направлял их не на развитие железнодорожной инфраструктуры и пригородного транспорта, а на иные производственные нужды. В принципе, еврочиновники не возражают против государственной поддержки железнодорожной сети. Однако, как считают в Брюсселе, если госсредства направляются на поддержку тех видов деятельности, где должна господствовать конкуренция, то это «контрпродуктивно».
Как сообщается, иск уже направлен в EuGH. Если судьи признают его обоснованным, то Германию ждёт многомиллионный денежный штраф.
Сергей Дебрер
http://www.rg-rb.de/index.php?option=com_rg&task=item&id=12944&Itemid=13
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
Комментариев нет:
Отправить комментарий