Почему Великобритания не боится притока русских, которые приезжают в страну жить и работать
Екатерина Кравченко
Vedomosti.ru
26.11.2013
Винс Кейбл, министр по делам бизнеса Великобритании Фото: М. Стулов / Ведомости
БИОГРАФИЯ
Родился в 1943 г. в Йорке (Великобритания). Окончил Кембриджский университет. В 1968-1974 гг. преподавал на факультете экономики Университета Глазго.
1974 - первый секретарь по дипломатическим вопросам в МИД Великобритании
1976 - специальный советник министра торговли и промышленности Великобритании
1990 - начал карьеру в Shell, с 1995 г. — главный экономист Shell
2006 - заместитель председателя либерально-демократической партии
201 - 0министр по делам бизнеса, инноваций и профобразования
Британцы в России
ВР принадлежит 19,75% «Роснефти».
Shell владеет 25% плюс 1 акция «Сахалин энерджи» (проект «Сахалин-2»).
Unilever принадлежат маргариновый завод в Москве, соусная, чаеразвесочная и парфюмерно-косметическая фабрики в Санкт-Петербурге, завод по производству пищевых концентратов и завод по производству мороженого в Туле, а также завод по производству мороженого в Омске. Общий объем инвестиций в российскую экономику — около 1 млрд евро.
В собственности British American Tobacco две табачные фабрики — БАТ-СПб в Санкт-Петербурге и БАТ-СТФ в Саратове. Общий объем инвестиций в российскую экономику — более $1 млрд.
Эта публикация основана на статье ««Мы не националисты», - Винс Кейбл, министр по делам бизнеса Великобритании» из газеты «Ведомости» от 26.11.2013,№219 (3481).
Предрассудков в отношении российских компаний в Лондоне нет, утверждает старейшина британской политики — министр и член парламента Винсент Кейбл. Засилья русских на Туманном Альбионе не видно — по крайней мере, на улицах это не бросается в глазах, признает он. Разбирательства же российских олигархов в лондонских судах — хорошая реклама для англосаксонской системы права. Кейбл привез в Москву очередную делегацию британского бизнеса, чтобы вдохнуть новую струю в российско-британское деловое сотрудничество. Поразившие три года назад пробки в Москве на этот раз оказались не столь убийственными, но до аэропорта министр предпочел поехать на электричке, а насколько были оправданны масштабные расходы на Олимпиаду в Сочи, покажет то, удастся ли городу стать курортом мирового уровня.
— В Лондоне все больше и больше русских. Вас это не пугает?
— Когда идешь по улице, этого не видно — невозможно определить, являются ли прохожие русскими или нет. В Лондон действительно приезжает много российских туристов, и множество компаний работает там. Это нормальные люди и обычный бизнес, ничего плохого.
— В прошлом году Лондон потрясли громкие судебные разбирательства между российскими олигархами. Вы не ждете, что таких разбирательств станет больше?
— Конечно, очень странно выглядело, когда люди тратили множество миллионов фунтов для того, чтобы устроить разбирательства в суде. Но это хорошая реклама для судебной системы Великобритании. Это подтверждает ее репутацию, справедливость и прозрачность и то, что процессу в Лондоне люди доверяют.
— Почему они пошли именно в лондонский суд, как вы считаете?
— Наверное, они хотели получить независимое суждение. Это третейское решение.
— Во многих странах русских критикуют за то, что они активно скупают недвижимость и взвинчивают цены.
— Я не виню русских за бум цен на собственность в Лондоне, цены взвинчивают на самом деле не они, а скорее покупатели из Юго-Восточной Азии.
— Из Китая?
— Из Гонконга.
В связке с правительством
— В 2010 г. вы привозили в Россию самую большую делегацию британского бизнеса, чтобы подстегнуть торговлю между странами, сейчас вас сопровождает более 30 компаний. Как чувствует себя британский бизнес в России?
— Торговля нарастает, экспорт в 2009-2012 гг. [вырос] на 75% до 7,6 млрд фунтов стерлингов. Это хорошо. Россия — четвертый рынок для Великобритании после Евросоюза, США и Китая. Стало больше инвестиций в обоих направлениях. Так что большой прогресс. Мы увеличили долю на российском рынке и продолжаем увеличивать. Много фундаментального сделано для двустороннего расширения активности компаний. Несколько компаний получили хорошие контракты в рамках подготовки Олимпийский игр в Сочи и несколько контрактов, возможно, будет заключено в будущем под чемпионат мира по футболу в 2018 г.
— Получается, бизнесу нужна поддержка на правительственном уровне на новом рынке. Как вы им помогаете?
— Если есть какие-то проблемы и они не могут их решить самостоятельно, они могут адресовать их российскому правительству через меня.
— Британский бизнес на этот раз нацелен на участие в чемпионате мира по футболу в России в 2018 г.?
— Из 30 британских компаний, которые приехали в Москву, девять занимаются бизнесом, связанным со спортивными мероприятиями, дизайном, обеспечением безопасности, — т. е. это профессионалы, которые знают, что надо сделать для обеспечения и проведения высококлассных чемпионатов. У части компаний уже есть хорошие контакты в России — и, может быть, из этого получится хороший бизнес.
Интерес в России
— Что больше привлекает британские компании в России? Хорошие прибыли или освоение нового рынка?
— И то и другое. Просто у нас есть многое, что мы можем предложить. Британцы провели очень хорошую Олимпиаду в Лондоне — уложились в бюджет и установленные сроки. В Великобритании есть огромный опыт проведения чемпионатов высшей лиги, опыт строительства спортивных сооружений высококлассного уровня и опыт организации собственно мероприятий. Великобритания хорошо справилась с подготовкой Олимпийских игр в Лондоне.
— Вы знаете, во сколько России обошлась подготовка Олимпиады?
— По-моему, это какая-то ошеломляющая сумма — около $50 млрд, мне кажется.
— Верно, 1,5 трлн руб.
— Мы истратили на Олимпиаду в Лондоне 10 млрд фунтов cтерлингов, это где-то $12 млрд, и четверть расходов из этой суммы ушла непосредственно на проведение собственно Игр.
— Российские расходы на Олимпиаду не кажутся экстраординарными?
— Я не хотел бы критиковать. В случае Олимпиады-2014 есть спе-цифические факторы, связанные именно с городом. Главная цель — превратить Сочи в крупный курорт международного уровня. Потребуются годы, чтобы понять, удалось добиться этой цели или нет.
«Сланцевый газ не чудо»
— Вы обсуждали возможные варианты сотрудничества между «Росатомом» и «Роллс-ройсом». У этой кооперации может быть большое будущее?
— Эти компании уже совместно работают в третьих странах. У них есть проекты в Турции, Чехии и других странах. Мы считаем, что у «Росатома» есть все возможности, чтобы сыграть значительную роль в развитии энергетики в Великобритании и реализации проектов по использованию атомной энергии.
— Почему вы возлагаете такие надежды на российскую компанию?
— У нас нет предвзятости относительно национальностей компаний. Мы, например, уже используем финансирование китайских компанией, это вызывало гораздо больше дискуссий. Нет, мы не националисты и никакого предубеждения в отношении российских компаний у нас нет. Если «Росатом» предлагает безопасный проект, который выглядит привлекательно и финансово, мы счастливы воспользоваться этой возможностью.
— Но «Росатому» придется бороться за проекты с другими сильными мировыми игроками в ядерной энергетике. Кто является главным конкурентом российской компании?
— Да, конкуренция есть. Главные претенденты — Япония, США, Франция и Россия. Но мы не видим никаких причин, почему Россия не может участвовать.
— У Великобритании есть серьезное намерение развивать ядерную энергетику?
— Да, мы приняли принципиальное решение примерно месяц назад, что страна будет развивать ядерную энергетику. Мы ничего не делали в этом направлении на протяжении многих лет. Многие люди обеспокоены развитием АЭС после аварии на «Фукусиме» в Японии. Некоторые страны, в том числе Германия, приняли решение свернуть развитие атомной энергетики. В Великобритании, и в том числе в моей партии, шли большие дебаты относительно того, стоит ли развивать атомную энергетику или нет. Но в итоге было решено, что мы должны ее развивать, обеспечивая безопасность проектов, и что при их реализации не будут использоваться государственные субсидии.
— А как же сланцевая революция? Многие сейчас делают ставку на эти ресурсы. А Великобритания?
— Сланцевый газ — это не чудо. Здесь тоже есть много проблем. В Северном море есть довольно много месторождений нетрадиционных ресурсов, которые осваивались и будут осваиваться. Может быть, мы будем использовать сланцевый газ, но он не является фактором, кардинально меняющим правила игры. Мы считаем, что нам нужно использовать и атомную энергетику, и газ и, конечно, развивать альтернативную энергетику, например ветровые генераторы.
Российские компании недовольны
— В ваш прошлый приезд на межправительственной комиссии стоял вопрос о проблемах российских финансовых компаний в Великобритании. Россияне жаловались британским коллегам на то, что FSA ограничивает работу в Великобритании структур«Альфа-групп», в частности инвестфонда Pamplona (управляет зарубежными активами владельцев группы). На несправедливые ограничения FSA жаловался и президент ВТБ Андрей Костин. «Надеюсь, нам не придется прибегнуть к средствам, которые бы ухудшили условия деятельности британских финучреждений в России, а, наоборот, пойдем на улучшение условий работы ВТБ в Лондоне», — говорил тогда Владимир Путин.
— У британских компаний до сих пор есть проблемы в России. Это не обсуждалось в этот раз. У нас было несколько часов переговоров в Москве с министерствами и банками, и никто из них не поднимал вопрос доступа российских банков на британский рынок. Если и была проблема, ее больше нет.
— Какие проблемы у британских финансовых структур в России?
— Главным образом они связаны с регулированием. Кстати, сейчас никто не упоминал это с российской стороны, но мы подписали соглашение с Альфа-банком: будет финансировать экспорт британских компаний, которые инвестируют в России(кредитная линия — 50 млн фунтов стерлингов. — «Ведомости»). Некоторые российские банки являются довольно хорошими и обеспечивают профессиональный сервис.
— Вы сказали, что у британских банков до сих пор проблемы. Они могут быть решены?
— Вопросом занимается The CitiUK.
— Лондон всегда сильно привлекал российский бизнес. Но сейчас конкуренция между юрисдикциями увеличивается, часть из них предлагает льготы, чтобы получить больше компаний на своей территории. Вы собираетесь предложить что-нибудь? Не опасаетесь исхода российского бизнеса из Великобритании из-за высоких налогов?
— Мы не считаем, что в Великобритании особенно высокие налоги. Если говорить об уровне корпоративного налога — у нас сейчас самая низкая ставка среди стран G7. Если говорить о подоходном налоге, то его верхняя планка — 45%, это намного ниже, чем, например, во Франции или Германии.
— Между Великобританией и Францией всегда существовала особенная конкуренция. Не думаете, что это приведет к перемещению бизнеса?
— Мы являемся частью единого рынка, мы согласились ввести общее регулирование, но у нас нет общих принципов налоговой политики. Мы не верим в единую налоговую политику стран.
Помощь для бизнеса
— Вы предлагаете какие-нибудь льготы для малого и среднего бизнеса, чтобы сделать Великобританию более привлекательной для предпринимателей?
— Конечно, у нас есть стратегия развития малого бизнеса. Я рассказывал о некоторых ее деталях на встрече с [первым зампредседателя правительства Игорем] Шуваловым, поскольку он проявил интерес и хотел бы ввести похожую систему в России. Главные принципы — доступ к капиталу для компаний. У нас работает система банков, где можно получить капитал, которые выступают спонсорами, есть система поддержки инноваций, повышения профессионального уровня, есть специальные ставки налога для малых компаний. Мы понимаем важность развития малого и среднего предпринимательства, и мы стараемся делать британскую экономику более привлекательной для бизнеса.
— Вы говорили с Шуваловым о приватизации «Роснефти». Он публично пригласил британских коллег поучаствовать в будущей приватизации крупнейшей нефтяной компании. BP заинтересована?
— Не могу сказать, какие у компании бизнес-планы. У BP, как и у Shell, довольно смешанный опыт работы в России: были плохие моменты, но получался и вполне успешный бизнес. Мне кажется, BP планирует расширять деятельность в России. Они довольны партнерством с «Роснефтью».
— Они заинтересованы в увеличении активности в России?
— Их прошлый опыт не обескуражил их, у них хорошие отношения здесь — и они заинтересованы в расширении бизнеса в России.
— В прошлый раз вы говорили о том, что российская сторона хотела вдохновить вас на участие в проекте «Сколково». Им в итоге удалось вас увлечь?
— Когда я здесь был в прошлый раз, «Сколково» еще было скорее просто идеей, сейчас это уже более продвинутый проект. Не так давно мы обсуждали с российскими учеными, которые работают в Великобритании, что они хотели бы сотрудничать со «Сколково». У британского бизнеса есть заинтересованность, но российское правительство не проявляет особенной активности в подталкивании такого интереса и его стимулировании.
Идеи будущего
— А как у вас обстоят дела с инновациями? Насколько Великобритания конкурентна именно как инновационная экономика?
— У британцев в прошлом была репутация, что они сильны в изобретениях, но не в их внедрении и коммерческом использовании на национальном уровне.
Это меняется. У нас есть система, которая поощряет инвестиции в исследования и разработки (R&D), организованы специальные инновационные центры, которые сфокусированы на коммерческой стороне внедрения разработок.
— Какой будет Британия будущего — можете обрисовать? Машины без двигателей, бензина, скоростные поезда, например?
— Здесь надо быть аккуратным. Многие идеи разрабатываются, не всегда они получают практическое применение, но вносят вклад в прогресс. Когда я был студентом, я развозил молоко, чтобы подработать, и я делал это на электромобиле. Это было около 50 лет назад. И с тех пор никакого прорыва в разработке электромобилей не произошло. Это все еще на уровне идеи. Задумайтесь, за целых 50 лет никакого прогресса. Так что иногда большие и прекрасные идеи не находят воплощения в жизни. Да, мы опробываем сейчас эти новые электромобили. У нас есть много разных интересных проектов, которые мы разрабатываем, и эксперименты. На улицах города Милтон-Кинс в 2015 г. появятся автомобили без водителей — робокары.
— В ОПЕК спокойны относительно будущего автомобильного рынка, считая, что транспорт останется главным рынком сбыта для нефти. Вам создание дешевого народного электромобиля кажется сумасшедшей идеей?
— Нет, это не сумасшедшая идея, это проект, хотя на практике идеи могут реализоваться в другом направлении.
— В прошлый раз в Москве вас поразили пробки. Как сейчас — хуже?
— На этот раз нам повезло: все оказалось не так плохо. Я впервые побывал в России 50 лет назад, здесь вообще не было машин на дорогах. Тогда меня это действительно поразило: на дорогах были одни грузовики и автобусы и несколько черных«ЗиЛов» ехало в Кремль. Сейчас в Москве много машин и много британских автомобилей, что радует. И есть множество городов, в которых ситуация гораздо хуже, чем в Москве.
— Да, Дели. Вы, кстати, едете в Индию после России. Индийская экономика более интересна, чем российская?
— Россия занимает 4-е место на зарубежных рынках Великобритании и обгоняет Индию. Эти рынки совсем разные, у России другая роль и другое место. Мы приветствуем российские компании в Великобритании.
Быстрый поиск: Винсент Кейбл, Росатом, Альфа-групп, ВТБ, Андрей Костин
Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/library/news/19209331/my-ne-nacionalisty-vins-kejbl-ministr-po-delam-biznesa#ixzz2liqLix5M
http://www.vedomosti.ru/library/library-persons/news/19209331/my-ne-nacionalisty-vins-kejbl-ministr-po-delam-biznesa
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
Комментариев нет:
Отправить комментарий