Соцнорма в пилотных регионах задела кого надо 29.01.2014, 00:00
Опыт применения соцнормы на электроэнергию в шести пилотных регионах показал, что в нее вписываются до 90% домохозяйств, а пострадавшими оказались жители коттеджных поселков и домов бизнес-класса. Кроме того, выяснилось, что часть регионов не учли поправку на высокое потребление электроплит. Соцнорма должна снизить объем перекрестного субсидирования, когда промышленность частично платит за электричество для населения. Но потребители беспокоятся, что регуляторы при снижении тарифов для промышленности учитывают не все дополнительные выплаты населения в пользу энергетиков.
Введение социальной нормы потребления электроэнергии в шести пилотных регионах завершилось успешно, объявил вчера заместитель главы Минстроя Андрей Чибис. По его словам, в нее вписалось 70-90% всех домохозяйств. Как сообщается в материалах Минстроя, основной объем переплаты приходится на жителей коттеджных поселков, загородных вилл, многоквартирных домов бизнес-класса. Так, в Ростовской области потребление таких домохозяйств выше соцнормы в два—пять раз, но и для них рост платежей не превысил в среднем 4%.
Соцнорма по электроэнергии вводится с 1 июля по всей России, ее цель — более равномерное распределение финансовой нагрузки по группам населения с различными доходами. Сейчас тарифы для населения в среднем в 1,8 раза ниже экономически обоснованного уровня, и разницу компенсирует промышленность. По постановлению правительства о соцнорме, принятому в июле 2013 года, за потребление, укладывающееся в соцнорму, надо платить по низкой цене, за превышение — по повышенной, но в первый год не выше чем на 30%. С 1 сентября соцнорма в виде пилотного варианта применялась во Владимирской, Орловской, Нижегородской, Ростовской областях, Красноярском крае и Забайкалье. В пяти из этих регионов (кроме Ростова) соцнорма существовала с 2005-2006 годов.
Как подчеркивается в докладе Минстроя, в соцнорму вписалось 80-90% семей в Ростовской и Орловской областях, но, например, в Забайкалье — только 9% домохозяйств из одного человека, но 60% домохозяйств из пяти человек. Различие в расчете соцнормы существенно: в Забайкалье, Красноярском крае и Нижегородской области на ее размер не влияет ни наличие электроплит, ни деление населения на городское и сельское. В итоге, например, в новостройках бизнес-класса с электроплитами выходит за пределы соцнормы 43% энергопотребления семьи в Забайкалье и более четверти — в Красноярском крае.
Пока ценовая нагрузка на промпотребителей (должен понижаться тариф на передачу) за счет соцнормы снизилась мало. Для смягчения последствий введения соцнормы в первый год предусмотрено снижение тарифов для населения в ее пределах, объясняет глава правления НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (ГП и ЭСК) Наталья Невмержицкая. Но в регионах, где соцнорма действовала и раньше, этот механизм приводил к снижению платежей у промышленности, агропрома, малого и среднего бизнеса, говорит она. По данным Минстроя, общее сокращение платежей за передачу во Владимирской, Нижегородской областях, Красноярском крае и Забайкалье за время ее действия составило 2,9 млрд руб. В Нижегородской области, например, тариф на передачу на высоком напряжении за счет соцнормы снизился на 10,3%, на среднем — на 5,8-8,7%. Впрочем, в НП "Сообщество потребителей энергии" замечают, что нужно перепроверить, насколько полно тарифные органы учли переплату по соцнорме в тарифе на передачу.
К 1 марта все регионы РФ должны установить размер соцнормы и разброс между ценой в ее рамках и за ее пределами. Минстрой предложил поправки, увеличивающие в полтора раза соцнорму для многодетных семей и домохозяйств, имеющих в своем составе инвалидов. Наиболее последовательно против соцнормы выступали пока в Москве: мэр Сергей Собянин еще в сентябре 2013 года просил Владимира Путина дать регионам право самостоятельно определять сроки введения соцнормы, чтобы избежать роста тарифов и негативных социальных последствий. По мнению мэра, они могут превысить эффект от сокращения перекрестного субсидирования, которое в Москве относительно небольшое — 10,2 млрд руб. в год.
Наталья Ъ-Скорлыгина, Анастасия Ъ-Фомичева
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
http://kommersant.ru/doc/2394326
Комментариев нет:
Отправить комментарий