воскресенье, 28 апреля 2013 г.

Неуловимый ядерный взрыв произвести пока не удается



Слушать / Загрузить

Кажется, что скрыть ядерный взрыв не так легко. Но, видимо, всё-таки можно. Иначе не пришлось бы создавать систему контроля за возможными нарушениями Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Эту функцию выполняют порядка трёхсот сейсмических станций, способных улавливать ядерные взрывы.

О том, как они работают – даже в суровых условиях канадской зимы, – репортаж Телевидения ООН.

*****

Сотрудники канадского форпоста в Йеллоунайф принимают аппаратуру, улавливающую ядерные взрывы.

Команда специалистов Канады и Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний модернизируют сейсмические станции, «слушающие» ядерные взрывы. Росс Эшли – техник-сейсмолог:

«Мы находимся на широкополосном объекте Уай-3, внедряем здесь новое энергообеспечение, батареи, новый сенсор…».

Задача непростая. Около 60 тонн аппаратуры нужно по воздуху доставить на 20 разных объектов. Вместе они создают целую систему звукоусилителей, как гигантский микрофон, который фиксирует вибрации в недрах земли.

Йеллоунайф – одна из 300 станций на планете, которые улавливают звуки ядерных взрывов. Они – часть системы контроля, созданной для выявления нарушений Договора 96-го года о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, принятого Генассамблеей ООН:

«Cердце» каждой такой станции – сейсмометр. Здесь он располагается в пещере в каменной скале, которая защищает сенсоры от низких температур. Он был установлен британцами в 60-е годы для прослушки советских ядерных взрывов».

Скотт Додд, техник геологического управления Канады, приехал сюда, чтобы заменить старые сенсоры:

«Это место было выбрано потому, что оно располагается в компетентной породе, на севере, поэтому звуки со стороны СССР приходили сюда через Арктику. Так было устроено первоначально. Пока у станции не появилось новая задача – контролировать выполнение Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний».

По словам Росса Эшли, лютый канадский холод плохо действует на аппаратуру:

«Это первоначальное помещение, построенное в 60-годы для сейсмометра….Большая часть аппаратуры очень старая. В некоторые приборы просочилась вода, она заледенела и приборы потеряли чувствительность».

Аппаратура давно уже пережила предназначенный ей срок службы. Радиовышки заржавели, их тоже нужно заменить. Но главная проблема – это источники энергоснабжения.

Пропан много весит. Еще больше — с машиной, в которой его перевозят. Заправку топливом можно производить только в середине зимы, когда слой льда прочнее всего и может выдержать вес машины. Фред Мерфи, техник-сейсмолог, приезжает на станцию по покрытым льдом озёрам:

«Мы качаем топливо полчаса, минут 45, пока не заполним бак».

Часть модернизации станции – использование солнечной энергии:

«Солнечная энергия – надежный источник, с ней пропан не нужен».

Модернизация 20 объектов заняла почти два года. Скоро заменят одну из последних радиобашен. абота приносит результаты. Звуковой сигнал поступает в специальную студию. Меньше чем через 5 минут его передают в Оттаву, а потом экспертам в Вену.

Жак Преториус – инженер-сейсмолог Договора ООН:

«Это подтверждение того, что станция, установленная буквально сегодня, уже пересылает данные… Таким образом, мы знаем, что установка прошла успешно. Это очень приятно».




http://www.unmultimedia.org/radio/russian/archives/137154/

http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

Комментариев нет:

Отправить комментарий