понедельник, 29 апреля 2013 г.

Из страны восходящего солнца и экономического заката




Японский премьер впервые за десятилетие приезжает в Россию

29 апреля 00:05Газета № 516 (516)Александра Белуза





Синдзо Абэ не скрывает, что хотел бы установить с Владимиром Путиным личные доверительные отношения
© РИА Новости. Дмитрий Астахов

Сегодня, 29 апреля, в Кремле пройдут переговоры Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ. Это первый официальный визит главы японского кабинета в Москву за последние десять лет. Последний раз переговоры на высшем уровне проходили с участием Дзюнъитиро Коидзуми в январе 2003 года. Путину и Абэ есть что обсудить — помимо Курильских островов Японию сильно интересуют российские энергоресурсы и рынок сбыта.


Контекст

Ракетой подать до войны

Финансовая G20: продолжаем жить в долг

Солнце не взойдет на западе


Синдзо Абэ, лидер победившей на выборах Либерально-демократической партии, избран премьером в декабре минувшего года. Таким образом, после короткого перерыва к власти в Стране восходящего солнца вновь пришли консерваторы. В Москву Абэ приехал по приглашению Владимира Путина с явным намерением покрепче подружиться с Россией. О том, что отношения эти очень важны, «старый новый» японский премьер заявил сразу после избрания.

Еще в феврале Абэ написал личное письмо Путину, затем следил за тем, чтобы его визит в Россию был организован в сжатые сроки и хорошо подготовлен, а также делал публичные реверансы в сторону российского лидера («у нас с президентом Путиным общие идеалы, и я испытываю к нему чувство симпатии»). В своих интервью Абэ не скрывает, что по итогам нынешнего визита хотел бы установить с Путиным личные доверительные отношения. Не исключено, что это получится. Оба лидера уже встречались в 2006 и 2007 годах, когда Абэ тоже работал японским премьером, а Путин — тоже российским президентом. Таким символическим совпадениям в политике обычно придается значение.

Кроме того, в создании прочной базы двусторонних отношений заинтересованы обе стороны. Ни для кого не секрет, что за те четыре года, что у власти в Японии находились демократы, отношения с Россией стали прохладными. Достаточно вспомнить демонстративный временный отзыв японского посла из Москвы после визита Дмитрия Медведева на Южные Курилы в ноябре 2010 года, а также резкие заявления тогдашнего премьера Японии в адрес тогдашнего президента России (Наото Кан назвал поездку Медведева на Кунашир «непозволительной грубостью»).

Так что необходимость, как говорят дипломаты, «придать отношениям новый импульс» понятна и очевидна.

«Для Японии этот визит имеет большое политическое значение — вернувшаяся к власти Либерально-демократическая партия должна убедить японский народ в том, что они проводят внешнюю политику лучше, чем ушедшие демократы, — говорит старший научный сотрудник Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Олег Казаков.—И конечно, Россия, с которой демократы испортили отношения, стоит на повестке дня. Кроме того, Япония активно стремится «вернуть» себе так называемые северные территории, и для нового руководства Японии важно заявить о том, что переговорный процесс идет».

В отличие от «территориального вопроса», который ныне выглядит неразрешимым, ситуация вокруг КНДР взволновала и объединила всех

«Хотелось бы продемонстрировать, что у нас есть единая политическая воля для возобновления переговоров по мирному договору (и определения принадлежности островов Курильской гряды. — «МН»)», — так описал задачу сам премьер Абэ. Токио чувствительно относится к настрою Москвы на диалог в территориальном споре — это прекрасно понимают в Кремле, однако что касается реальных уступок, то их сейчас никто не ждет.

Путин и Абэ обсудят также ситуацию вокруг Корейского полуострова, которая уже больше месяца накалена до предела. При всей ориентации Токио на Вашингтон диалог с Москвой в этом вопросе тоже важен. В отличие от «территориального вопроса», который ныне выглядит неразрешимым, потому что вряд ли Москва отдаст хоть пядь своей территории (это создаст опасный прецедент), но который каждый японский премьер или журналист поднимает на любой встрече с любым российским официальным лицом, доводя подчас ситуацию до абсурда, ситуация вокруг КНДР взволновала и объединила всех. Пекин, наиболее активно вовлеченный ныне в корейские вопросы, Токио, зажатый мощью Китая с одной стороны, взрывоопасной КНДР с другой, и огромной Россией с третьей, наконец, Москва и Вашингтон — никто не заинтересован в нагнетании напряжения северными корейцами. В мире сегодня хватает забот и без «взбунтовавшейся» недостаточным к себе вниманием страны победившего чучхе.

Так что по итогам переговоров можно ожидать не только общие слова, но и аккуратные предложения относительно совершенствования международных механизмов по стабилизации ситуации.

Но основной зоной российского интереса к Японии является все же не политика, а экономика. Речь идет в первую очередь об энергетическом сотрудничестве, но для его развития важны теплые политические контакты. Так что в повышении взаимного доверия заинтересованы и в Москве.

Япония уже закупает у России 10% своих потребностей в сжиженном газе, но хотела бы большего — после аварии на АЭС «Фукусима-1» потребности страны в импортном топливе выросли. Почти не имея собственных ресурсов, Япония очень много сжигает. Поэтому ключевой вопрос повестки — определение японских потребностей в российском газе на перспективу, а также подключение Японии к крупным инвестиционным проектам в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Речь идет о строительстве заводов по сжижению газа (при участии японских инвесторов построен первый в России завод по сжижению природного газа на Сахалине) и о совместном освоении месторождений (японские компании ведут переговоры с «Роснефтью» об участии в проектах по добыче газа и нефти на шельфе Охотского моря).

«Помимо энергоносителей Японию интересует также российский рынок сбыта, — говорит завкафедрой востоковедения МГИМО, председатель Ассоциации японоведов Дмитрий Стрельцов. — Это и строительство на территории России автомобильных заводов, и медицина — японцы начали строить фармацевтический завод в Ярославле и несколько медицинских центров в Санкт-Петербурге и во Владивостоке. Еще одно направление — сельское хозяйство. Япония заинтересована в поставках российской пшеницы, Россия в свою очередь заинтересована в том, чтобы японские инвестиции пришли в наш агропромышленный сектор, и соответственно готова предоставить землю для различных проектов в области агробизнеса на Дальнем Востоке».

Одним из итогов переговоров может стать увеличение японских инвестиций в Россию. По крайней мере Абэ везет с собой самую многочисленную в истории двусторонних отношений делегацию представителей японского бизнеса (120 человек). Новому японскому руководству нужно выводить из рецессии экономику, главные проблемы которой — дефляция, сокращение производства, высокий курс иены и огромный госдолг, более чем в два раза превышающий объем ВВП. Именно программа по стимулированию роста экономики принесла Абэ победу на выборах. Его нацеленность на результат, в том числе во внешнеэкономической деятельности, может принести нынешним переговорам успех.

Если раньше ее ставили в пример как чудо технологического прорыва, то теперь все чаще называют образом печального будущего

А вот дадут ли экономические шаги правительства ощутимые результаты в самой Японии — большой вопрос. Экономическая модель Японии давно является предметом пристального изучения экономистов. Но если в 1970–1980-е ее ставили в пример как чудо технологического прорыва, проча стране и дальше блистательное будущее, то теперь все чаще называют образом будущего печального. Оно может ожидать и Европу: сокращение потребления домохозяйств на фоне избыточных средств у корпораций, которые невыгодно вкладывать в экономику, но которые выгодны политикам, поскольку идут на финансирование их избирательных кампаний; старение населения и соответственно значительные социальные расходы бюджета вкупе с огромным госдолгом, который не из чего выплачивать; ограниченные экспортные возможности из-за курса национальной валюты и высоченная стоимость труда внутри страны, что заставляет переносить производства в Китай или Бразилию.

Как итог — отсутствие экономического роста и огромный долг, отличие которого у Японии по сравнению с другими развитыми странами в том, что он по большей части внутренний, а не внешний. Объявленная недавно центральным банком Японии политика насыщения экономики денежной массой, которая породит хоть какую-то инфляцию и тем самым оживит рынки, вызвала у финансистов большие сомнения в своей успешности. И прежде всего потому, что меры монетарного воздействия не дадут желаемого результата без структурных реформ, в которых нуждается японская модель. А структурные реформы невозможны, потому что премьер-министр, который их затеет, будет тут же смещен — в Японии это делается с калейдоскопической быстротой.

Страна восходящего солнца в эпоху экономического заката — такой ее видят в западном мире. Но России даже ослабевающие экономические возможности Японии могут принести еще много выгодных проектов.

http://mn.ru/politics_foreign/20130429/345265380.html


http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

Комментариев нет:

Отправить комментарий