понедельник, 29 апреля 2013 г.

Появилась структура по борьбе с коррупцией во всем мире



03 декабря 00:05Газета № 419 (419)Светлана Бабаева










В минувший четверг постоянные органы управления обрела новая международная организация. Ее цель — бороться с коррупцией. В контексте того, что происходит в последний месяц в российской элите, тема более чем актуальна. Но, оказывается, Россия уже давно один из самых активных членов этой структуры.

Ученые и политики с молотком

Международная антикоррупционная академия (МАКА) со штаб-квартирой в небольшом городке Лаксенбург под Веной была создана больше двух лет назад. Весной 2011 года академия обрела статус полноформатной международной организации, а прошлой осенью была создана временная комиссия, которая должна была проработать все процедуры, подготовить документы, включая бюджет МАКА.

И вот 29 ноября министры, вице-президент и другие высокопоставленные участники съехались в Вену на свою первую ассамблею. Представители США и Саудовской Аравии, Армении и Сирии, Болгарии и России сошлись во мнении: коррупция не знает границ, и бороться с ней можно, лишь объединив усилия разных стран, всех слоев общества и признав ее не только вне закона, но и вне морали.

Ассамблея на своем первом заседании избрала постоянный исполнительный орган — совет управляющих. Он в свою очередь избрал ректора академии. Им и перешли полномочия вместе с молотком председателя, поскольку временная комиссия завершила свою работу.

Структура МАКА напоминает ООН — есть Генассамблея и есть Совбез. В Совбез антикоррупционной академии вошли 11 управляющих, шесть из которых избрали сроком на шесть лет, пятерых — на три года. Российский представитель, помощник президента РФ Сергей Дубик, будет занимать позицию шесть лет.

Сергей Иванов

«Коррупция не имеет национальной принадлежности. Она поражает все без исключения страны, наносит ущерб экономике, дестабилизирует политическую ситуацию».

«Нам нужны оперативные скоординированные действия. Меры, ставящие коррупцию вне закона и вне морали».

«Мы считаем эффективную борьбу с коррупцией залогом успешного развития нашей страны. Очищение власти от коррупционеров, действенный гражданский контроль, прозрачность всех государственных процедур, включая госзакупки, глубокая антикоррупционная экспертиза законодательства, все это сейчас важнейшие вопросы российской государственной и общественной повестки дня».

«Российское государство рассматривает гражданское общество как важнейшего партнера и союзника в борьбе с коррупцией».

В ближайшие месяцы предстоит сформировать еще два постоянно действующих органа: академический совет, который будет состоять из ученых, исследователей, и консультативный совет. В него должны войти влиятельные политические фигуры, способные своим именем и весом придать значимость как теме, так и самой академии.

Впрочем, членами МАКА уже являются три международные организации и 58 стран, 35 из которых ратифицировали учредительное соглашение МАКА, Россия в их числе.

Два года борьбы

Любопытно, что Россия стала не только одной из первых сотрудничать с академией, делает это уже два года и строит большие планы на будущее, но и является наряду с Австрией одним из основных стран-доноров. Дело в том, что МАКА, пожалуй, единственная международная организация, где взносы носят добровольный характер. Во всяком случае пока. Возможно, поэтому состав участников выглядит несколько своеобразно: множество мелких государств Африки, ряд не очень стабильных стран Ближнего Востока, развивающиеся экономики Центральной и Южной Европы и на их фоне — «мастодонты» типа Великобритании, Австрии, России. «Да, дисбаланс между донорами и реципиентами пока очевиден», — признают в МАКА.

Примечательно, что среди подписантов нет ни США, ни Китая. Для Пекина, казалось бы, тема коррупции теперь столь же актуальна, как и для России. Она обсуждается уже не только западными наблюдателями, называющими коррупцию одной из системных угроз китайской экономики, но и самими китайскими вождями. На последнем съезде Компартии Китая борьба с коррупцией была возведена в ранг национальных приоритетов.

Коррупция не знает границ, и бороться с ней можно, лишь объединив усилия разных стран, всех слоев общества и признав ее не только вне закона, но и вне морали

«Представители Китая участвовали во всех последних заседаниях временной комиссии как наблюдатели, — сообщили «МН» источники в МАКА. — Пристально наблюдает за работой академии и Бразилия». В российской же делегации полагают, что в академии скоро будут представлены все страны БРИК, и это «будет весьма интересно и полезно».

«США присматриваются к академии и выделяют финансирование почти в тех же объемах, что и Россия, — сообщили «МН» в МАКА. — Россия — один из основных доноров наряду с Австрией. Однако российский транш — 200 тыс. долл. в год — разбивается как бы на две составляющие: часть идет на общие нужды академии, а часть имеет целевое назначение. Американцы же единовременно выделили 400 тыс. долл., но все средства имеют целевой характер — они идут на финансирование американского представителя в МАКА, который занимает, кстати, весьма высокую позицию».

Широкий взгляд на стройку

Каковы вообще задачи академии? Когда эксперты и политики взглянули на проблему коррупции, оказалось, в мире не только нет полноценных курсов, рассказывающих практикам (полицейским, чиновникам, бизнесменам, журналистам и т.д.), как бороться с коррупцией, но даже всесторонних исследований, что есть коррупция и как ее убивать. «Единственное, что есть, — рейтинг Transparency International, и то они берут лишь социологический аспект, а проблема имеет множество сторон», — говорят в МАКА.

Учиться и учить

Соглашение об учреждении Международной антикоррупционной академии (МАКА) в качестве международной организации было подписано 2 сентября 2010 года. 8 марта 2011 года оно вступило в силу, и академия получила статус полноформатной международной организации. По состоянию на 1 октября 2012 года в МАКА входят 58 государств и три международные организации, для 35 стран соглашение вступило в силу.

Основные задачи академии

— Предупреждение коррупции через образование и профессиональную подготовку практиков — чиновников, бизнесменов, журналистов, преподавателей вузов и представителей гражданского общества.

— Проведение научных исследований по проблемам коррупции в разных странах, изучение лучших практик.

— Организация семинаров и образовательных программ для представителей стран и международных организаций.

Дисциплины академии

— Исследования мошенничеств и борьба с коррупцией.

— Уголовная юстиция и менеджмент.

— Криминология и уголовное судопроизводство.

— Криминология и уголовная психология.

20-я статья для чиновников

Конвенция ООН против коррупции была принята Генассамблее в 2003 году. Ратифицирована Россией в 2006-м за исключением ст. 20, которая гласит, что «каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать». Российских парламентариев и чиновников много критиковали за нежелание ратифицировать статью. Однако эксперты говорят: последний пакет мер о контроле над расходами чиновников «впервые балансирует доходы и расходы» и полностью покрывает 20-ю статью конвенции. «Он обязывает госслужащих отчитываться об источниках происхождения средств при осуществлении крупных сделок или покупок, — сказал Иванов. — А при отсутствии таких данных позволяет по решению суда обращать указанные средства в доход государства. То есть конфисковывать».

Поэтому два основных направления, на которых хотят сосредоточиться в академии, — глубокие исследования по странам и регионам и обучающие программы. «Австрийцы ставят целью создать своего рода центр, куда страны и международные организации обращались бы за тренингами и исследованиями. Они хотят стать своего рода Center for excellence — главным центром по подготовке кадров в этой сфере для ООН, ЕС и других международных организаций».

В начале ноября соглашение о партнерстве между ООН и академией подписал исполнительный директор управления ООН по наркотикам и преступности Юрий Федотов. Тренинги на базе МАКА уже провел Евросоюз.

Среди программ — дистанционный двухлетний курс для практиков. Представители России, кстати, тоже подали заявки. Заявки — потому что в академии конкурс свыше трех человек на место. Кроме того, Россия предложила академии двух преподавателей. Итоговое решение за МАКА, но, как говорят источники, резюме россиян «произвели впечатление»: свободный английский, опыт работы.

«Давайте учиться на опыте друг друга, изучать лучшие практики», — призвали участники форума. «Общий настрой — на объединение усилий в мире», — сказал, выступая на ассамблее, глава президентской администрации Сергей Иванов. Больше того, Россия это уже делает: минувшей весной по ее инициативе прошел семинар для бизнесменов из стран СНГ и Восточной Европы. В ближайшие месяцы планируется семинар-практикум о ситуации в строительном секторе, причем с участием госслужащих и бизнесменов.

«Раньше мы думали: лучше приглашать людей из одного региона с похожими правительственными системами, чтобы они лучше понимали друг друга, — рассказали «МН» эксперты, занимающиеся подготовкой мероприятий. — Но оказалось, что сами участники хотят обмениваться более широкими взглядами! Поэтому теперь думаем приглашать по пять представителей из разных регионов мира. Получается, не всегда надо смотреть только на страны со схожими проблемами».

Она все выполняет

Как вообще смотрится Россия в контексте мировых антикоррупционных усилий? Еще шесть лет назад она ратифицировала Конвенцию по борьбе с коррупцией. Что же касается знаменитой 20-й статьи (см. справку), то эксперты говорят: пакет законопроектов о контроле над расходами, принятый Госдумой на прошлой неделе, заменяет статью и закрывает все правовые лакуны в сегменте незаконного обогащения чиновников.

Больше того — это подчеркнул Иванов и подтверждают эксперты, — специалисты ООН, которые мониторят каждую страну-подписанта на предмет соответствия ее национальных практик обязательствам конвенции, говорят: по цифрам, процедурным аспектам, количеству и качеству антикоррупционных дел в России в полном объеме имеет место правоприменение. Как это возможно с учетом российских реалий, непостижимо, но таковы выводы ООН.

Больше того, объявил Иванов, одно из ключевых мероприятий по теме — сессия конференции ООН против коррупции пройдет в 2015 году в России. Это весьма масштабное мероприятие — минимум полторы тысячи участников — проходит раз в два года. В 2011 году конференция прошла в Катаре, в 2013 году сессию проведет Панама. Шестую по счету сессию — Россия. Оргкомитет по подготовке уже создан.

Вена — Москва

http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

http://mn.ru/newspaper/20121203/331974665.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий