Газета "Коммерсантъ", №47 (5078), 20.03.2013
Кипр пока не смог конфисковать часть банковских депозитов
Фото: Yiannis Nissiotis / Reuters
Вся галерея 4
За сутки ситуация вокруг "налога на депозиты" на Кипре не стала более определенной, зато стала уже совсем скандальной — закон о нем отклонен, новое рассмотрение ожидается в четверг. Уже нет сомнений в том, что максимально пострадавшими на Кипре будут именно российские структуры, в значительной степени — некорпоративные. Власти России предпринимают максимум сильно запоздалых и уже практически бесполезных усилий, чтобы вернуть ситуацию в управляемое состояние. "Налог" в 9,9%, который сделает структуры РФ крупными собственниками кипрских банков Cyprus Popular Bank и Bank of Cyprus, не основная угроза — гораздо серьезнее возможные ограничения местных регуляторов на платежи с Кипра в ближайшие недели, о которых пока ничего не говорится.
Ситуация вокруг "налога на депозиты" в банковской системе Кипра за сутки стала несколько определеннее — но много более безнадежной. Правительство Кипра внесло в парламент страны утром 19 марта законопроект, реализующий достигнутые с "тройкой" (представителями Еврокомиссии, ЕЦБ и Международного валютного фонда) и Еврогруппой 16 сентября соглашения о реструктуризации банковской системы Кипра. Увеличения "налога на депозиты" размером более €100 тыс., как это предполагалось ранее, с ранее объявленных 9,9% до 12,5% не произошло, проект предполагает лишь освобождение от "налога" депозитов менее €20 тыс., суммы в €20-100 тыс. облагаются "налогом" в 6,75%. По данным кипрского офиса PwC, объектом изъятий средств будут все банковские счета на Кипре — текущие, срочные депозитные, до востребования, счета notice. Пока неизвестно лишь, будут ли подпадать под действие закона средства на корсчетах в кипрских банках.
Налогом как таковым предполагаемое списание сумм не является — это аналог сделок 1991 года с советским внешним долгом, принудительная конвертация средств на банковских счетах предположительно в акции новой эмиссии двух кипрских банков — Bank of Cyprus (BoC) и Cyprus Popular Bank (CPB).
Напомним, эти два банка уже получали в октябре 2012 года поддержку со стороны ЕЦБ в размере €730 млн и €1,125 млрд — из-за проблем с достаточностью капитала, вызванных наличием на балансе крупных объемов греческих гособлигаций. По мнению двух источников "Ъ" в деловом сообществе Кипра, там связывают экстренные заседания Еврогруппы по Кипру и дальнейшее развитие событий с проблемами BoC, который якобы уведомил 12 марта ЦБ Кипра о новых проблемах, которые он не в состоянии решить. Именно после этого, согласно данной версии, Минфин и ЦБ Кипра уведомили ЕС о грядущем и практически неизбежном банковском обвале. В ответ Еврогруппа, в которой важнейшей при принятии этого решения считается роль министра финансов Франции и главы МВФ Кристин Лагард, якобы и рекомендовала президенту и правительству Кипра решение о "налоге на депозиты". Рейтинги BoC и CPB, а также Hellenik Bank вчера были поставлены Fitch на пересмотр — но не четвертого крупного кипрского банка, Laiki.
В 22:10 по Москве парламент Кипра отклонил законопроект. Это, впрочем, было ожидаемым событием — "за" не голосовала даже правящая партия, спикер Яннакис Омиру призвал парламентариев голосовать против предлагаемого пакета мер, поскольку, "если налог будет введен, то на Кипре не останется ни одного иностранного инвестора", заявил он. Предполагается, что в новой версии закон и альтернативы ему будут рассматриваться в четверг, 21 марта. По сообщениям государственного телеканала CyBC, у правительства Кипра имеется некий "альтернативный план". Так, по сообщениям источника, предполагается национализация фондов соцстрахования и создание госфонда, который предоставит гарантии "пострадавшим секторам экономики", в свою очередь вкладчиками фонда должны стать Европейский механизм стабильности (ESM) и российское правительство. Президент Кипра Никос Анастасиадис, как ожидается, проведет дополнительные переговоры с федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель по этому вопросу (вчера состоялось два раунда телефонных переговоров на этот счет). В свою очередь, Владимир Путин заявил, что будет обсуждать по телефону ситуацию с господином Анастасиадисом 19 марта — пока неизвестно, состоялась эта беседа или нет. Министр финансов Кипра Михалис Саррис вчера прилетел в Москву на переговоры под опровергнутые слухи о его отставки, но предмет переговоров теперь уже непонятен: даже кредит в €5 млрд из России, в котором еще в 2012 году Кипру уже отказали, теперь остров явно не спасет.
Вне зависимости от того, будет принято в итоге решение о "налоге на депозиты" или нет, это уже не изменит прогноза развития ситуации на Кипре. Официально "банковские каникулы" объявлены ЦБ Кипра на 19-20 марта, неофициально известно, что 18 марта 2013 года кипрский регулятор запретил руководству кипрских банков любые операции по счетам на неопределенный срок до особого распоряжения. Глава ЦБ Кипра Паникос Деметриадес заявил вчера, что после снятия "налога" и открытия банковской системы в первые дни со счетов в кипрских банках может быть снято около 10% вкладов. Отметим, даже эта, возможно, заниженная оценка требует для ЦБ Кипра дополнительной ликвидности в размере в любом случае не менее €10-15 млрд свыше €10 млрд, обещанных ЕС, МВФ и ЕЦБ Кипру. В случае же, если "налог" не будет принят, а банковская система страны открыта, масштабы бегства капиталов с Кипра уже в первые часы будут выше в несколько раз — очевидно, если ЦБ Кипра и пойдет на размораживание банковской системы в ближайшие дни, оно с огромной вероятностью запретит или сильно ограничит возможность международных платежей с Кипра.
Несмотря на то что из примерно €68 млрд депозитной массы в банковской системе Кипра "российское происхождение" имеют порядка €25-30 млрд (консенсусная неофициальная оценка, которую используют большинство аналитиков российских структур,— €27 млрд на февраль 2013 года), за сутки скандал на Кипре стал уже практически полностью "российским". На фоне крайне умеренной реакции на происходящее в Великобритании, чья "доля" кипрских депозитов также довольно велика, российская реакция на происходящее — самая жесткая и однозначная. Воспринятые в ЕС как очень суровые слова Владимира Путина и Дмитрия Медведева о неприемлемости предлагаемого способа решения "кипрского вопроса" выглядят очень мягко в сравнении с тем, что говорили в российском деловом сообществе о происходящем вчера. Например, Дмитрий Афанасьев, председатель комитета партнеров адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры", описывает ситуацию так: "Перед Второй мировой войной Германия национализировала банковские вклады евреев. Обоснования были разные, среди прочего, евреи обвинялись в "спекулятивных сделках". 21 декабря 2012 года представитель Социал-демократической партии Германии Шнейдер заявил: "Деньги немецких налогоплательщиков не будут обеспечивать нелегальные русские вклады на Кипре". У этой партии значительный процент голосов в парламенте. Канцлер Ангела Меркель прислушалась к оппозиции..." Господин Афанасьев призывает потенциально пострадавших вкладчиков кипрских банков из России объединять усилия для коллективной защиты своих интересов на переговорах с правительствами Кипра, России и ЕС.
Впрочем, кто конкретно пострадает на Кипре — от "налога" ли, от возможного замораживания средств или по совокупности,— неизвестно. Большая часть налоговых консультантов говорит, что Кипр — это преимущественно транзитный центр, компании, как правило, не хранят там деньги, а лишь рассчитываются через Кипр в рамках холдингов. Владимир Гидирим, партнер российского офиса Ernst & Young, констатирует: сейчас клиентов компании интересует в первую очередь возможность дальнейшего использования Кипра как юрисдикции для холдинговых структур. По его словам, сейчас нет прямого ответа на этот вопрос, но в любом случае экстренной необходимости перестройки корпоративных структур у клиентов, которые в большинстве своем на Кипре деньги не хранят, нет. При этом для холдингов пока нет прямого аналога Кипру как юрисдикции — в наиболее близких по основным параметрам Нидерландах и Люксембурге условия налогообложения холдингов, а также правила работы в целом намного менее комфортны.
Некоторые проблемы с расчетами российских контрагентов, связанных с Кипром, в ЕС уже есть (см. "Онлайн"), но они очень умеренны. При этом гораздо более серьезно обсуждаются на Кипре и компаниями, связанными с Кипром, перспективы возможного обвала цен на недвижимость на Кипре и возможный "второй раунд" обвала. Еще один предмет дискуссий — происхождение значительной части "русских" депозитов в банковской системе Кипра. "Компании не держат денег на Кипре,— категорично заявил "Ъ" собеседник из крупной компании, консультирующей корпоративный сектор.— По большей части это как минимум "серые" деньги, и поэтому возможность защиты этих денег в судах в случае заморозки средств Кипром — это большой вопрос. Ведь нужно будет показывать их происхождение".
Дмитрий Бутрин, Татьяна Едовина, Юлия Орлова
http://kommersant.ru/doc/2150254
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
Комментариев нет:
Отправить комментарий