понедельник, 18 марта 2013 г.

Участники конференции по Холокосту в Ростове-на-Дону приняли резолюцию с требованием уточнить текст на мемориале в Змиевской балке









авг. 15 2012, 17:10






В ходе последнего дня VII международной конференции "Уроки Холокоста и современная Россия", прошедшей 13-14 августа в Донской государственной публичной библиотеке, ее участники приняли резолюцию, одним из пунктов которой значится уточнение текста мемориальной доски в Змиевской балке. Также они познакомились с жизнью и деятельностью Сабины Шпильрейн, ученицей Фрейда и Юнга, погибшей в Змиевской балке в 1942 году. В ходе конференции прошли семинар для педагогов еврейских школ СНГ о преподавания темы Холокоста и кинофорум о Холокосте.


Напомним, темами конференции "Уроки Холокоста и современная Россия" сталиистория Холокоста на Северном Кавказе и судьбы еврейской интеллигенции в годы второй мировой войны.


Организаторами мероприятия выступили российский Научно-просветительный центр и фонд "Холокост", Институт катастрофы и героизма европейского еврейства "Яд Вашем", Международная школа преподавания истории Холокоста, Институт российской истории РАН, Южный научный центр РАН, Южный федеральный университет и Центр Симона Визенталя при поддержке Российского еврейского конгресса, Федерации еврейских общин России, еврейской общины Ростова, фонда Genesis, Claims conference (Конференции по материальным претензиям к Германии).


13 августа на заседаниях конференции рассматривались различные вопросы истории Холокоста в Северокавказском регионе - отображение нацистской оккупации Юга России и уничтожения там евреев в отечественной историографии и документах, хранящихся в федеральных и региональных архивах, региональные особенности Холокоста на Северном Кавказе, история уничтожения евреев в отдельных городах, судьба горских евреев, оказавшихся под оккупацией, участие коллаборационистов в Холокосте.


Филатов: Сабина Шпильрейн соединила свою судьбу с судьбой своего города и своего народа


Пленарное заседание последнего дня работы конференции было посвящено судьбе Сабины Шпильрейн, еврейской девушки родом из Ростова, ставшей одной из корифеев психоанализа (именно она ввела понятие "деструкция") и погибшей вместе со всеми евреями Ростова-на-Дону в Змиевской балке в 1942 году.


Сотрудник ЮФУ, региональный представитель НПЦ "Холокост" Сергей Шпагин рассказал о российской историографии, посвященной Сабине Шпильрейн, заметив, что исследования на эту тему начали появляться в России лишь с начала 1990-х, до этого тема была закрыта.


Швейцарская писательница, биограф Сабины Шпильрейн Сабине Рихебехер рассказала о недавно обнаруженном письме Шпильрейн, написанном в 1927 году еще одному знаменитому психоаналитику Максу Эйтингтону, в котором она сообщала о развитии психоанализа в Ростове-на-Дону, куда она к тому моменту вернулась.


Как подчеркнула Рихебехер, из этого письма видно, что Сабина Шпильрейн верила, что психоанализ и марксизм вполне могут сосуществовать, и надеялась, что у психоанализа в СССР будет большое будущее.


Президент Ростовской ассоциации Сабины Шпильрейн Федор Филатов, рассказав о биографии Шпильрейн (в частности о том, что она стала первой женщиной, защитившей диссертацию по психоанализу), заметил, что ее судьба в точности соответствовала введенному ей в психоанализ понятию деструкции.


"Она соединила свою судьбу с судьбой своего города и своего народа", - резюмировал Филатов.


Еще одной темой, обсуждавшейся на конференции 14 августа, стала судьба еврейской интеллигенции в годы второй мировой войны как по ту, так и по эту линию фронта. В докладах освещалась деятельность еврейской интеллигенции в странах Балтии, Финляндии, на неоккупированной территории СССР.


Участники конференции приняли резолюцию с требованием уточнить текст мемориальной доски в Змиевской балке


Темой последнего из заседаний конференции стало сохранение памяти о Холокосте. В основном речь шла о материалах, хранящихся в тех или иных архивах.


Директор Краснодарского краевого государственного историко-археологического музея-заповедника Андрей Еременко рассказал об отражении темы Холокоста в музейной экспозиции, подчеркнув, что эта тема включена в общую экспозицию, посвященную Великой Отечественной войне.


Касаясь темы значительного числа коллаборационистов из числа местного населения на юге России, Андрей Еременко напомнил, что по региону в 1930-х прокатилось две волны жестких репрессий, что "толкнуло местных жителей в объятия немцев".


Параллельно с заседаниями конференции прошел и Х семинар для педагогов еврейских школ СНГ, участники которого обсуждали методические и организационные проблемы преподавания темы Холокоста в еврейских школах и сохранения памяти о Холокосте.


В рамках конференции также прошел кинофорум фильмов о Холокосте. Там можно было увидеть фильмы Ю.Калугина "Свободно от евреев" (Ростов, 1992), А.Марутяна "Восстание в Собиборе" (Москва, 2009), Е.Янкович "Мир после Освенцима" (Москва, 2006). Тема кино присутствовала и на самой конференции. Одно из заседаний было посвящено отображению Холокоста на территории Северного Кавказа в немецкой и советской документалистике.


По итогам конференции была принята резолюция. В ней содержались следующие требования: выполнить резолюцию Генеральной ассамблеи ООН о введении Национального дня Холокоста под названием "День памяти жертв Холокоста и воинов-освободителей", противодействовать любым формам отрицания Холокоста, уточнить текст мемориальной доски в Змиевой балке (в декабре 2011 года слова об уничтожении евреев были заменены на слова о гибели "советских граждан и военнопленных"), ходатайствовать о присвоении руководителю восстания в лагере смерти Собибор в 1943 году Александру Печерскому звания Героя России (посмертно).


Смирин: российские историки в ходе конференции свободно вели дискуссии


Все участники конференции, с которыми общался корреспондент "Кавказского узла" отмечали ее высокий уровень.


В частности, приехавший на конференцию из Латвии историк Григорий Смиринотметил хорошую организацию, высокий уровень докладов. Его приятно поразил тот факт, что российские историки, несмотря на существующий за рубежом стереотип о России как об авторитарном государстве, вели дискуссии гораздо свободнее, чем его латвийские коллеги, которые, по словам Смирина, "постоянно оглядываются на государство".


О высоком уровне докладов, представленных на конференции говорил и заведующий архивом НПЦ "Мемориал" Леонид Терушкин.


Преподаватель казанской еврейской школы №12 Михаил Бунимович со своей стороны отметил, что организаторам удалось удачно сбалансировать академическую, методическую и "киношную" части конференции.


"Конференция была очень плодотворной. Я с большим удовольствием прослушал ряд академических докладов, интересных сообщений с мест. По моей оценке, КПД этой конференции был очень высоким", - сказал он.


Координатор образовательных программ Центра гражданского образования Псковского областного института повышения квалификации работников образования Татьяна Пасман обратила внимание на тот момент, что эта конференция первая, которая посвящена истории Холокоста в определенном регионе, что позволяет достичь насыщенности материалом.


Как самое сильно свое впечатление она выделила посещение Змиевской балки. "Я увидела балку не из окна туристического автобуса, а так, как ее видели люди, шедшие туда (в 1942 году). Я приобщилась ко всему этому, и это было очень сильное впечатление", - отметила Пасман.


Как сообщал "Кавказский узел", в Змиевской балке мемориальная доска, посвященная жертвам Холокоста, была заменена на текст о "мирных советских гражданах". "Российский еврейский конгресс", центр и фонд "Холокост" и Московское бюро по правам человек ранее выступили с совместным заявлением, в которомтребовали вернуть упоминание о евреях на мемориальной доске. Однако администрация Ростовской области отказалась вернуть надпись о жертвах Холокоста на мемориал и заявила, что он не признан памятником жертвам Холокоста, а финансируется исключительно из бюджета города. Представители еврейской общины подали на городские власти в суд.


12 августа в Ростове-на-Дону прошли траурные мероприятия, посвященные 70-летию трагедии в Змиевской балке, где в августе 1942 года нацистами было убито более 20 тысяч человек. В шествии под названием "Марш живых" участвовало около 500 человек.


http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/211230/


http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

Комментариев нет:

Отправить комментарий