С развитием интернет-технологий чиновники и народ все чаще предпочитают общаться виртуально
29 ноября 20:37Газета № 418 (418)Виктория Волошина
Если в зарубежных странах механизмы электронной демократии развиваются снизу, то у нас этот процесс перехватили сверху
© Московские новости. Тимофей Яржомбек
Все знают фразу Черчилля про демократию как наихудшую форму правления, не считая всех остальных. Реже цитируют другой его афоризм: «Лучший аргумент против демократии — пятиминутная беседа со средним избирателем». Неудивительно, что с развитием интернет-технологий политики и чиновники все больше предпочитают общаться с народом виртуально: яйцами не забросают, а пар выпустят.
Контекст
Родители не взяли виртуальный барьер
«Дорогая управа, убери мусор!»
Электронная карта претензий
Все знают фразу Черчилля про демократию как наихудшую форму правления, не считая всех остальных. Реже цитируют другой его афоризм: «Лучший аргумент против демократии — пятиминутная беседа со средним избирателем». Неудивительно, что с развитием интернет-технологий политики и чиновники все больше предпочитают общаться с народом виртуально: яйцами не забросают, а пар выпустят.
Впрочем, и сами граждане куда охотнее дискутируют о политическом моменте, разбитых дорогах и ненасытном ЖКХ в соцсетях, на форумах и в блогах, чем на избирательных участках или митингах.
Одной из платформ такой «электронной демократии» служит порталdemokrator.ru, созданный три года назад, когда органы власти — от жилконтор до администрации президента — еще не обросли интернет-приемными и сайтами жалоб.
Сегодня на «Демократоре» зарегистрировано более 600 тыс. граждан, 500 с лишним организаций, десятки органов власти всех уровней, включая правоохранительные, судебные, законодательные, исполнительные — по сути, целая страна. Два-три клика мышкой — и ты на приеме у любого из чиновников. Ну или почти у любого. Большинство россиян по старой российской традиции пишут сразу в Кремль Путину, даже если речь идет о колдобине на разбитой рязанской трассе.
Решена проблема №7394
14.05.2012 – 22.05.2012
Поддержали 1009 человек, против — 0.
Активисты в социальных сетях забили тревогу по поводу медведя, умирающего в клетке у кафе «Сатка», которое находится на трассе М5 (Уфа-Москва) на 1694-м км. Первые сообщения о животном, которое сильно измождено и практически не стоит на лапах, поступили от автомобилистов, проезжавших по дороге между Бакалом и Саткой.
«Медведя держат в клетке, неизвестно чем кормят и кормят ли вообще, возле него видны только очистки от картофеля. Он еле встает на дрожащие лапы, больно смотреть. Может быть, можно его оттуда забрать, определить в питомник или зоопарк. Прошу, помогите медведю», — пишет один из очевидцев.
Активисты челябинского портала защиты животных самостоятельно написали письма руководству зоопарка, направили обращения в прокуратуру области и интернет-приемную губернатора. Однако ответа не получили.
Через портал «Демократор» были направлены обращения в адрес прокурора и губернатора Челябинской области.
В настоящее время, по сообщению автора проблемы, животному постороили новый удобный вольер. Также это дело взял на личный контроль заместитель главы администрации Сатки Вячеслав Леонтьев.
Штатные и нештатные сотрудники «Демократора» — профессиональные юристы — переводят жаркие эмоции граждан в сухие официальные запросы. Определяют точного адресата. Направляют запрос по инстанциям. Ответы публикуют на сайте. Если заявителя и поддержавших его лайками граждан они не удовлетворяют, может быть направлен повторный запрос, жалоба в надзорные или вышестоящие инстанции.
Вот только чего больше в этой так называемой электронной демократии — реальной помощи жалобщикам или имитации народовластия? Облачных технологий или заоблачных мечтаний? Как меняется тональность обращений? Какие проблемы решаются, а какие зависают? «МН» напросились в гости в московскую штаб-квартиру «Демократора» — двухэтажный дом под красной крышей в Большом Златоустинском переулке.
«Мы лишь площадь, а Болотная или Красная — зависит от тех, кто нас выбирает»
На стене в кабинете гендиректора «Демократора» Александра Борисова два портрета — Путина и Медведева.
«От прежнего хозяина кабинета остались», — быстро говорит Александр.
«Да я ведь ничего не спрашивала».
«Ну, я смотрю, вы на них взгляд остановили. Хотя все правильно — если в зарубежных странах механизмы электронной демократии развиваются снизу, то у нас этот процесс перехватили сверху. Сегодня власть даже больше заинтересована в этих механизмах, чем народ. Вот последняя инициатива — если вопрос набирает 100 тыс. голосов в интернете, он обязателен для рассмотрения правительством России. Кто инициатор? Не гражданское общество, не общественная организация. Инициатор — президент России, премьер России. Хорошо это? Я считаю, замечательно. Хоть сверху, хоть снизу — главное, чтоб работало».
«Мы инструментарий, который дает возможность пользователям решать их проблемы, а органам власти — оперативно реагировать на них»
— О том и речь. Вот некто Кудрявцев требует на вашем портале отставки министра образования Дмитрия Ливанова. Уверена, его поддержат тысячи. Сотни будут против. И что? Будете направлять такое обращение премьер-министру?
Александр Борисов, руководитель интернет-портала demokrator.ru.
— Обязательно направим. Когда мы разрабатывали концепцию «Демократора», то понимали, что не все проблемы однозначны, что за многие из них люди проголосуют как «за», так и против. Одно дело, когда течет крыша, здесь все однозначно — крышу надо чинить. Другое, когда кому-то не нравится политика государства в области образования — это повод для дискуссии. Электронная демократия—инструмент гражданского общества. Люди понимают, что через площадки, подобные нашей, они могут донести свое мнение до властей. Если вы посмотрите на решенные проблемы, то пользователям «Демократора» удается не только крыши чинить или детские площадки строить, но и менять законы, принимать новые и даже — да — отправлять чиновников в отставку. Так, еще в 2010 году после жалобы на нашем портале по протесту прокурора Пензенской области был изменен закон области по поддержке молодых семей, 11 областных чиновников были привлечены к ответственности. Просто хотели кинуть людей, а они не проглотили, возмутились... Общество просыпается.
— То есть вы развели тут интернет-Болотную площадь?
— Нет, мы аполитичны. Мы инструментарий, который дает возможность пользователям решать их проблемы, а органам власти — оперативно реагировать на них. Образно говоря, мы лишь площадь, а Болотная или Красная — зависит от тех, кто выбирает нас как ресурс для решения своих проблем. На сайте регистрируются как граждане, так и госорганы — к примеру, Генеральная прокуратура РФ, региональные органы власти, депутаты различных уровней.
— В августе на вашем портале была опубликована жалоба на излишне мягкое решение Химкинского суда в отношении певца Крестова — насильника несовершеннолетних. Эта жалоба собрала более 8000 подписей. Появились многочисленные сюжеты в СМИ. Дело, как я знаю, пересмотрели. Как-то это на суд Линча немного похоже, нет?
— Нет, ни в коем случае. Мы направили это обращение в суд, чтобы судьи знали, что об их решении думают люди. Но это не процессуальный документ. Мы не касаемся вопросов доказанности, мы транслируем мнение о справедливости. Меня, помню, потрясло одно дело в Самарской области. Осудили женщину с двумя маленькими детьми по какому-то мутному, явно заказному делу. Дали четыре года. Шумиху подняли ее защитники, поддержали многие жители области, «Демократор» транслировал их мнение в областной суд. В итоге дело пересмотрели, дали ей отсрочку приговора — до совершеннолетия детей. Вообще очень много историй с незаконными приговорами, явно заказными делами, непрофессионализмом судей, ангажированностью.
Решена проблема №7282
3.05.2012 – 9.07.2012
Поддержали 42 человека, против — 21.
Администрация «вконтакте» удалила экстремистские материалы
Пользователь социальной сети «вконтакте» обратился к генеральному директору ООО «Вконтакте» с просьбой удалить материалы экстремистского характера, а именно видео под название «ДПНИ. Кавказцы и русские женщины». Копия этого видеоролика была внесена в федеральный список экстремистских материалов и под номером 961 решением Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 22.06.2011 (федеральный список экстремистских материалов находится на сайте Министерства юстиций Российской Федерации). По результатам рассмотрения коллективного обращения сообщается, что на сегодняшний день указанные видеоролики удалены с ресурса. В результате запроса «ДПНИ. Кавказцы и русские женщины» искомые материалы отсутствуют.
— На пытки жалуются?
— Жалуются. Мы направляли такие обращения в органы, но, к сожалению, у меня нет на памяти случая, чтобы какие-то дела по этим обращениям возбуждали. Только проверки проводили.
«Давайте вспомним казанский отдел милиции "Дальний". Люди жаловались годами — и онлайн, и офлайн. Но пока не случилось ЧП, которое не успели замять, их жалобы "не подтверждались"»
— И что? Провели проверку — ответили «не подтвердилось»?
— Ну да.
— И вся демократия? Клик вперед — два клика назад? Можно же писать в надзорные инстанции, пишут и в Европейский суд по правам человека.
— Давайте вспомним казанский отдел милиции «Дальний». Люди жаловались годами — и онлайн, и офлайн. Но пока не случилось ЧП, которое не успели замять, их жалобы «не подтверждались». Вот и все. Правоохранительное сообщество — очень закрытая каста. Если посмотреть статистику обращений на нашем портале, то первое место занимают проблемы ЖКХ — 1701 жалоба, на втором месте дорожное хозяйство, на третьем — экология, а на четвертом — правопорядок, суд, милиция — больше 1000 обращений. А это нарушение прав человека, аресты, пытки, ангажированные судебные решения.
— Вы как-то модерируете жалобы? Люди разные, могут ненароком и наклеветать на кого, оскорбить, по матери послать.
— Мы модерируем обращения только с точки зрения закона, чтобы в них не призывали никого убивать, свергать и т.д. Недавно вот Басманная прокуратура вынесла нам предостережение. Человек разместил на портале свое мнение о системе призыва. С его точки зрения, в современных условиях нашей армии призывники не нужны. И он написал: предлагаю всем отказываться от прохождения службы в армии любыми законными способами, включая альтернативную службу. Нас вызвали в прокуратуру и вынесли предостережение, что мы фактически поддерживаем гражданское неповиновение. Я юрист, сам в прокуратуре работал, говорю им: никаких законов ни мы, ни этот человек не нарушили. Он призывает «косить» от армии «законными способами», желая сделать призывную систему более совершенной на его взгляд. Нормальный полемический вопрос. Что тут такого?
Решена проблема №7837
10.07.2012 — 23.10.2012
Поддержали 248 человек, против — 0.
Увеличено количество поездов Горьковского направления
Жительница города Железнодорожный Московской области обратилась на портал «Демократор» по вопросу увеличения количества следования пригородных электропоездов в сторону Москвы. По сообщению заявителя, перерыв между электричками утром составлял один час. Стоит заметить, что в это время ходил экспресс, стоимость билета которого в два раза дороже, и электропоезд дальнего следования, забитый людьми. Таким образом, добраться до места работы или учебы для многих граждан становилось крайне трудно.
Коллективное обращение граждан по вопросу организации движения поездов Горьковского направления было отправлено в адрес Московской региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре — структурного подразделения ОАО «РЖД». Сообщается, что в целях улучшения обслуживания пассажиров с 17 сентября 2012 года назначено два дополнительных пригородных поезда в утренние часы.
— Вы оставили эту проблему на сайте?
— Оставили. Ее многие поддержали, мы направили ее в Министерство обороны. Заместитель министра обороны нам ответил — поблагодарил, что поднимаем эту острую дискуссионную тему
«Заметно меняется качество обращений. Если первые запросы, поступавшие на портал, касались исключительно текущих крыш, заборов, дорог, то сегодня людей все больше волнуют вопросы политики, экономики, науки, образования, управления государством»
— Ваш ресурс можно использовать и как возможность сбора подписей для общественных организаций, движений?
— В том числе. У нас на портале зарегистрировано более трехсот НКО.
—Я вот прочитала у вас на форуме выпады, что вы имитируете электронную демократию. Работаете скорее клапаном для выпуска пара, чем собственно двигателем решения проблем. То есть крышу с вашей помощью еще можно починить, а все вопросы чуть серьезнее просто забалтываются.
— Не согласен, и вот почему. С ресурсами, подобными нашему, — а их становится все больше и в крупных городах, и в провинции — меняется менталитет власти, самих чиновников. Не забывайте, что вернули выборы губернаторов, выборы есть в муниципалитетах. И чиновники уже не смеют просто отмахнуться от жалоб: «да пошли вы» и точка. Хотя бывали, к сожалению, и такие прецеденты.
— А на сказанное «да пошли вы» куда идете?
— Обращаемся в органы прокуратуры. Говорим, чиновник такой-то нарушает 59-й федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», а также летнее решение Конституционного суда. Хотя наше законодательство, конечно, слишком неповоротливо, о чем мы неоднократно говорили и в чем нас поддержала, в частности, администрация президента. Сейчас в законах наводится порядок, некоторыми ведомствами уже изменен регламент порядка регистрации обращений граждан, поступивших через интернет.
— Я понимаю, что три года работы — срок небольшой. Но, хотя бы по вашим личным ощущениям, люди становятся более активными? Избавляются от бесконечной веры в доброго царя и злых чиновников? Каких обращений больше — в тональности «сделайте за меня» или «я хочу это сделать, помогите мне»?
— «Сделайте за меня», конечно, пока больше. Но заметно меняется качество обращений. Если первые запросы, поступавшие на портал, касались исключительно текущих крыш, заборов, дорог, то сегодня людей все больше волнуют вопросы политики, экономики, науки, образования, управления государством. А это, собственно, и есть электронная
демократия.
http://mn.ru/friday/20121129/331755422.html
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
Комментариев нет:
Отправить комментарий