понедельник, 3 декабря 2012 г.

Отмене прямых губернаторских выборов ищут место





Ее могут начать с национальных республик




Пока "Единая Россия" думает, как усовершенствовать губернаторские выборы, в Дагестане уже звучат предложения вернуться к назначению глав субъектов
Фото: Евгений Курсков / Коммерсантъ

Единороссы начали обсуждать идею Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) о замене прямых выборов губернаторов другими моделями, более подходящими каждому региону. "Наибольшую потребность" в корректировке законодательства, как говорят в партии, испытывают национальные республики. А в Дагестане уже звучат предложения вернуться к назначению глав регионов. Обобщать идеи будет ИСЭПИ под руководством бывшего замглавы управления внутренней политики (УВП) администрации президента Дмитрия Бадовского.

О возвращении прямых выборов глав регионов объявил президент Дмитрий Медведев в своем последнем послании Федеральному собранию в декабре 2011 года. Поправки в законодательство были внесены весной. В своем докладе "Прямые выборы губернаторов и система сбора муниципальных подписей в 2012 году: влияние на развитие политической системы и направления совершенствования" ИСЭПИ предложил четыре новые модели отбора губернаторов, в том числе назначение главы региона по представлению президента РФ (см. "Ъ" от 16 ноября). Обсудить возможную корректировку законодательства единороссы планировали в ходе минувшей региональной недели. Однако широко идеи ИСЭПИ в субъектах не обсуждались. "Это закрытая работа, проходит в экспертных группах",— заявил "Ъ" источник в "Единой России". Как пояснили в партии, "наибольшая потребность" в корректировке модели выборов есть в многонациональных республиках — Дагестане, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Татарии, Башкирии. Открытое обсуждение и неосторожные формулировки, высказанные публично, могли бы провести к конфликтам, отметил источник "Ъ", "сначала надо идею выработать, потом продвигать".


В национальных республиках выборы зачастую оборачивались конфликтами. Так, после выборов главы Карачаево-Черкесии в 1999 году в Черкесске начался митинг сторонников одного из кандидатов, мэра Черкесска черкеса Станислава Дерева, которых не устроили итоги выборов — 75% голосов у карачаевца Владимира Семенова. Митинг вылился в столкновения с ОМОНом. Акция продолжалась, пока под давлением Кремля господин Дерев не признал победу конкурента, а тот не пообещал распределить высшие посты в КЧР между представителями основных этнических групп. В 2002 году после победы на выборах президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова милиция разогнала митинг его противников. В Дагестане никогда не было прямых выборов главы республики (до 2004 года его избирал парламент, затем назначал президент). Но и выборы другого уровня зачастую сопровождались силовыми акциями. В октябре 2009 года на выборах мэра Дербента, где главными конкурентами были глава города Феликс Казиахмедов и экс-прокурор республики, глава Сулейман-Стальского района Имам Яралиев, до трети участков в городе не открылись для голосования. Помещения были заполнены сотрудниками ОМОНа.


Депутат Госдумы Гаджимет Сафаралиев (Дагестан) сообщил "Ъ", что в регионе "обсуждение идет и есть разные предложения", в том числе вернуть "отдельные регионы", в частности Дагестан, к старому варианту назначения глав, так как "есть нюансы, которые могут создать напряжение" во время выборов. "Не скажу, что до чего-то дошли, но регионы унифицировать не стоит",— отметил депутат. Депутат Госдумы Михаил Старшинов, избранный от Карачаево-Черкесии, заявил "Ъ", что успел провести обсуждение с участием депутатов Народного собрания, представителей избиркома, мэров, общественных организаций и представителей "Народного фронта". "Было озвучено мнение, что не надо искусственно выделять определенные субъекты. Если есть выборы — то везде, если нет — тоже. Варианты и нюансы я оставил бы на второе",— сказал депутат, подчеркнув, что "в докладе Бадовского много разумных мыслей", которые не терпят "скоропалительных решений".


Дмитрий Бадовский заявил "Ъ", что "специфическая ситуация", при которой стоит вводить новые модели губернаторских выборов, "характерна для ограниченного числа территорий": "Но у нас субъекты федерации равны между собой, нельзя вводить отдельные решения для отдельных территорий. Федеральное законодательство должно быть универсально и рамочно". То есть оно должно предполагать, что регионы сами выбирают подходящую для себя модель. ИСЭПИ планирует провести экспертное обсуждение вопросов на этой неделе по возвращении депутатов из регионов. Пока же, как заявила "Ъ" заместитель секретаря генсовета "Единой России" Ольга Баталина, говорить о результатах рано. В любом случае, подчеркнула она, в партии не будут делать "никакого аналитического обзора — депутаты донесут срез экспертного мнения и свои выводы до фонда, который запустил доклад на широкое обсуждение". А фонд, как уже говорилось, подготовит аналитическую записку для президента.


Добавим, что в 2013 году выборы пройдут в двух республиках — Хакасии и Ингушетии. Однако политолог Евгений Минченко считает, что на Ингушетии может быть опробована одна из новых моделей выборов, например, "когда главу выбирает заксобрание". В целом же, считает эксперт, идея прямых выборов "популярна и среди элит, потому что позволяет замерить степень влияния, и среди населения". Доклад ИСЭПИ — это скорее "интеллектуальный продукт, чем управленческий документ", однако само появление таких инициатив "свидетельствует о том, что переход к губернаторским выборам не был до конца продуманным шагом", считает вице-президент Центра политтехнологий Ростислав Туровский. "Проблемы выборов в национальных республиках преувеличены — в республиках давно элиты научились договариваться друг с другом. Но эти аргументы можно использовать как формальное основание для закручивания гаек",— заявил "Ъ" эксперт.
http://www.kommersant.ru/doc/2081436
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

Комментариев нет:

Отправить комментарий