13:3003.12.2012 (обновлено: 13:34 03.12.2012) / 76 / Тема: Конференции ООН по климату в Дохе (20)
Назвать новостью российское решение не участвовать во втором периоде обязательств Киотского протокола нельзя – об этом страна заявляла еще в 2009 году, настаивая на заключении нового глобального соглашения.
© REUTERS/ Fadi Al-Assaad
Ольга Добровидова, РИА Новости.
Вторая и последняя в этом году неделя переговоров стран-участниц Рамочной конвенции ООН об изменении климата начинается в понедельник в Дохе (Катар). Одним из документов, которые предполагается утвердить по ее итогам, станет поправка к Киотскому протоколу, дающая ему новую жизнь после 2013 года – в этой поправке будут перечислены страны, принявшие обязательства по сокращению выбросов в рамках второго периода соглашения.
Таким образом, у бизнеса и экологов, желающих вернуть в этот список Россию, уже три года заявляющую о том, что не будет участвовать в Киото-2, осталось примерно пять или шесть дней на то, чтобы добиться своей цели.
Энтузиазм сторонников "второго периода" сильно угас после совещания у вице-премьера РФ Аркадия Дворковича на прошлой неделе, итоги которого многие расценили как последний гвоздь в крышку гроба Киото-2 в России. Вместе с тем, теоретически пространство для маневра еще есть, и РИА Новости в ожидании окончательного исхода напоминает аргументы обеих сторон во втором раунде киотского вопроса.
О чем, собственно, спорят бизнес и государство на этот раз?
Ратификации Россией Киотского протокола – соглашения 1997 года, вступление которого в силу оказалось под угрозой после отказа США ратифицировать документ – в конце 2004 года предшествовали ожесточенные споры о том, стоит ли игра свеч. Противники протокола сомневались в научной обоснованности содержащихся в нем утверждений об изменении климата, а также опасались, что соглашение может замедлить рост экономики и помешать удвоению ВВП России.
Восемь лет спустя уже никто на официальном уровне не обсуждает, действительно ли климат меняется – предметом разногласий стала "полезность" Киотского протокола. Против официальной версии об отказе от морально устаревшего климатического соглашения активно выступает бизнес, который, как это бывает довольно редко, поддерживают экологи – все они настаивают на том, что от участия в протоколе Россия ничего не потеряет, а вот без него лишится значительных экономических выгод.
Почему Россия решила не принимать Киото-2? Протокол неэффективен?
Назвать новостью российское решение не участвовать во втором периоде обязательств Киотского протокола нельзя – об этом страна заявляла еще в 2009 году, настаивая на заключении нового глобального соглашения. Попытка подготовить такое соглашение в Копенгагене с треском провалилась, и участники переговоров все громче заговорили о необходимости дать вторую жизнь протоколу 1997 года в виде второго периода обязательств по нему.
МИД РФ, специальный представитель президента по вопросам климата Александр Бедрицкий и другие официальные лица неоднократно озвучивали "каноническое" изложение российской позиции по Киото-2. Так, продление протокола в его нынешнем виде неэффективно, поскольку даже сейчас он покрывает лишь около 30% глобальных выбросов парниковых газов, и только в развитых странах. Тогда как в первой десятке по объему выбросов пять мест уже заняты развивающимися странами, ничем по протоколу не обязанными – Китаем, Индией и другими. Во втором периоде без таких стран, как Канада, Япония, Новая Зеландия, которые тоже отказались от обязательств, этот и без того скромный показатель падает примерно до 15-17%.
Получается, что протокол, по мнению российской стороны, не будет решать задачу, для которой был предназначен – никакого существенного вклада в борьбу с глобальным изменением климата Киото-2 не внесет. В этих условиях действовать Россия решила самостоятельно, в частности, придерживаясь заявленной цели о сокращении выбросов в 2020 году на 25% от уровней 1990 года.
Эту цель в 2012 году предполагается закрепить соответствующим указом президента, проект которого Минприроды подготовило в конце августа. По официальной статистике, выбросы парниковых газов России в 2010 году выросли на 4,27% до 2,2 миллиарда тонн CO2-эквивалента, что, тем не менее, все равно на 34,25% ниже уровней 1990 года.
Почему бизнес хочет изменить эту российскую позицию?
Российский бизнес, как и следовало ожидать, считает главной причиной все-таки не отказываться от соглашения, которое когда-то вступило в силу именно благодаря решительным действиям РФ, экономику, а не экологию. Те же обязательства в 25%, вписанные в приложение Киотского протокола, по мнению компаний, никак не угрожают перспективам экономического роста страны.
Выгоды же от участия в Киото-2 бизнес видит. Несмотря на то, что запустить механизм совместного осуществления, один из трех рыночных механизмов протокола, в России удалось со скрипом и лишь два года назад, на сегодняшний день 156 проектов от более чем 250 компаний в общей сложности "насокращали" выбросов на 386 миллионов тонн CO2-эквивалента.
Это, по оценкам национального оператора углеродных единиц, Сбербанка, второй в мире по размеру портфель проектов после китайского.
Обязав участников проектов реинвестировать часть доходов от них в новые проекты повышения энерго- и экологической эффективности, российские власти, по данным Сбербанка, получили 240 миллиардов рублей заявленных инвестиций в такие проекты до 2020 года.
При этом большая часть этих денег, как заявляют сторонники участия РФ во втором периоде, достанется российскому среднему бизнесу, в частности, инжиниринговым компаниям и инновационному сектору, работающему в сфере энергоэффективности, утилизации попутного нефтяного газа, возобновляемых источников энергии.
10 миллиардов рублей, по оценкам экспертов Высшей школы экономики, составили налоговые поступления от проектов, включая поступления от НДС, импортных пошлин, налога на прибыль и других платежей. Еще 2,2 миллиарда рублей получили Пенсионный фонд и другие социальные фонды.
Представители бизнеса подчеркивают, что, как бы этого ни хотелось, сохранить возможность участия в механизме совместного осуществления, не "подписавшись" на обязательства во втором периоде, решительно невозможно. А следующие восемь лет его работы, по их оценкам, обещают РФ еще до 1,2-1,5 миллиарда тонн CO2-эквивалента сокращений выбросов, прямые углеродные инвестиции в 250-300 миллиардов рублей и около 100 миллиардов рублей налоговых поступлений.
Почему так важна именно эта неделя?
Теоретически попробовать присоединиться ко второму периоду можно будет и позже – для этого нужно будет просто внести на рассмотрение поправку к принятой поправке, например, на следующей переговорной сессии 2013 года, которая, скорее всего, пройдет в Варшаве.
Однако опыт по части взятия обязательств "на ходу" в рамках протокола накоплен скорее отрицательный: соответствующую поправку для Белоруссии приняли еще в 2006 году, однако она до сих пор не вступила в силу – ее ратифицировало слишком мало стран.
Казахстан пытается принять обязательства по протоколу с 2009 года, но его поправку пока даже не утвердили. Обеим странам критики указывают на заниженные цели, которые не принесут реальной пользы в борьбе с изменением климата, но зато могут навредить мировому углеродному рынку.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании правительства в середине октября поручил Аркадию Дворковичу проработать вопрос с рыночными механизмами Киотского протокола – по некоторой иронии, примерно в это же время восемь лет назад шли ожесточенные дискуссии вокруг ратификации самого соглашения. Вице-премьер рассказал РИА Новости о неутешительных для "киотцев" итогах совещания по этому вопросу, чем, в частности, спровоцировал вручение РФ очередной "антипремии" экологов на переговорах в Дохе.
Так или иначе, можно считать, что окончательное решение в конце предстоящей недели киотского вопроса для России, скорее всего, станет бесповоротным.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
http://ria.ru/analytics/20121203/913191800.html
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
Комментариев нет:
Отправить комментарий