Торговые сети и поставщиков стимулируют саморегулироваться
03.03.2016
Как стало известно "Ъ", Минпромторг предлагает лишить прав на торговлю алкоголем и сигаретами и возможности работы в выходные тех ритейлеров, которые не вступят в создаваемый Совет рынка. Отказавшиеся от членства в организации поставщики могут остаться без гарантий защиты во взаимоотношениях с сетями. Столь радикальные меры стимулирования участия в совете противоречат Конституции и вряд ли будут реализованы, считают разработчики поправок к закону "О торговле".
Минпромторг разослал проект концепции Российского национального совета потребительского рынка (Совет рынка) отраслевым объединениям 19 февраля, рассказали "Ъ" три участника рынка. Как следует из документа (копия есть у "Ъ"), в совет, у которого будет статус некоммерческого партнерства, войдут две палаты — палата розничной торговли и палата производителей и поставщиков. Каждая из них будет разделена на несколько гильдий (разрядов) в зависимости от размера и характера бизнеса, а также уровня его деловой репутации внутри сообщества. Также совет предполагает наличие национального торгового арбитража, разбирающего споры между членами совета.
Правление новой организации будет избираться на три года и должно состоять из 21 члена — по девять от каждой палаты и три от Минпромторга. Министерство получит право вето на решение правления и любого органа Совета рынка, за исключением торгового арбитража. Одной из функций правления станет распределение компенсационного (гарантийного) фонда, который будет аккумулировать штрафы за нарушения добросовестных практик и других правил совета. Эти штрафы, осведомлен один из участников рынка, будут выплачиваться в виде компенсаций пострадавшей стороне.
Для тех ритейлеров и поставщиков, которые не войдут в создаваемое некоммерческое партнерство, Минпромторг предлагает устанавливать довольно жесткие ограничения.
Так, розничным сетям запретят работать в выходные и праздничные дни, продавать подакцизные товары (алкоголь и табак) и открывать новые гипер- и супермаркеты в городах. Не вошедшие в совет поставщики лишатся гарантий защиты во взаимоотношениях с торговыми сетями, касающихся, например, сроков оплаты товаров и размера бонусов. Также им будет отказано в возможности рекламировать товары в магазинах сетей--членов совета.
В Минпромторге не стали комментировать концепцию совета, сославшись на то, что работа над ней еще ведется.
Ритейлеры и поставщики уже давно пытаются организовать саморегулирование. В 2010 году был учрежден Межотраслевой экспертный совет по развитию потребительского рынка (МЭС): в его задачи вошли выявление проблем отрасли, нахождение путей их решения, поддержка баланса интересов сетей и поставщиков. Через два года появился Кодекс добросовестных практик (КДП) — свод основных правил работы ритейлеров с контрагентами.
Ответственный секретарь комиссии по применению КДП Михаил Бурмистров считает, что для функционирования Совета рынка в том виде, в каком его видит Минпромторг, потребуется внесение значительных изменений в законодательство: особенно в части предлагаемых ограничений для поставщиков и ритейлеров, отказавшихся от участия в создаваемой организации. Один из авторов обсуждаемых в Госдуме поправок к закону "О торговле", зампред комитета по экономической политике Виктор Звагельский, полагает, что сама идея как-либо ограничивать работу компаний, не входящих в Совет рынка, легко будет оспорена в суде, так как нарушает Конституцию и антимонопольное законодательство. "Например, если у сети есть разрешение на работу, то никто, тем более некоммерческое партнерство, не может запретить ей продавать тот или иной товар или работать в выходные",— уверен депутат.
Против того, чтобы лишать гарантий поставщиков, не вошедших в совет, выступает и директор по развитию "Руспродсоюза" Дмитрий Востриков. "Тех, кто не готов вовлекаться в работу, лучше стимулировать дополнительными преференциями при вступлении",— отмечает господин Востриков. С тем, что меры стимулирования и наказания еще должны обсуждаться, согласен и глава "Союзмолока" Андрей Даниленко. В целом же в "Руспродсоюзе" и "Союзмолоке" верят в эффективность создаваемой организации. Если предоставление преференций компаниям, которые следуют принципам добросовестного поведения, будет закреплено законодательно, то это вовлечет в саморегулирование гораздо большее количество игроков рынка и повысит исполнимость норм кодекса, считает господин Востриков. В Союзе независимых сетей в Совете рынка видят единственную альтернативу жесткому законодательному регулированию, но рассчитывают на дальнейшее обсуждение конкретных положений.
Не видит необходимости в создании Совета рынка глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Более того, указывает он, сейчас даже встает вопрос о целесообразности существования МЭСа, который до последнего времени был эффективен, но за последние полгода договороспособность его членов снизилась и участились случаи неисполнения норм кодекса. "Зачем в такой ситуации создавать еще одну бюрократическую структуру, если нет гарантии, что она будет более эффективна?" — добавляет господин Юшин.
Анастасия Дуленкова
http://www.kommersant.ru/doc/2928580
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
Как стало известно "Ъ", Минпромторг предлагает лишить прав на торговлю алкоголем и сигаретами и возможности работы в выходные тех ритейлеров, которые не вступят в создаваемый Совет рынка. Отказавшиеся от членства в организации поставщики могут остаться без гарантий защиты во взаимоотношениях с сетями. Столь радикальные меры стимулирования участия в совете противоречат Конституции и вряд ли будут реализованы, считают разработчики поправок к закону "О торговле".
Минпромторг разослал проект концепции Российского национального совета потребительского рынка (Совет рынка) отраслевым объединениям 19 февраля, рассказали "Ъ" три участника рынка. Как следует из документа (копия есть у "Ъ"), в совет, у которого будет статус некоммерческого партнерства, войдут две палаты — палата розничной торговли и палата производителей и поставщиков. Каждая из них будет разделена на несколько гильдий (разрядов) в зависимости от размера и характера бизнеса, а также уровня его деловой репутации внутри сообщества. Также совет предполагает наличие национального торгового арбитража, разбирающего споры между членами совета.
Правление новой организации будет избираться на три года и должно состоять из 21 члена — по девять от каждой палаты и три от Минпромторга. Министерство получит право вето на решение правления и любого органа Совета рынка, за исключением торгового арбитража. Одной из функций правления станет распределение компенсационного (гарантийного) фонда, который будет аккумулировать штрафы за нарушения добросовестных практик и других правил совета. Эти штрафы, осведомлен один из участников рынка, будут выплачиваться в виде компенсаций пострадавшей стороне.
Для тех ритейлеров и поставщиков, которые не войдут в создаваемое некоммерческое партнерство, Минпромторг предлагает устанавливать довольно жесткие ограничения.
Так, розничным сетям запретят работать в выходные и праздничные дни, продавать подакцизные товары (алкоголь и табак) и открывать новые гипер- и супермаркеты в городах. Не вошедшие в совет поставщики лишатся гарантий защиты во взаимоотношениях с торговыми сетями, касающихся, например, сроков оплаты товаров и размера бонусов. Также им будет отказано в возможности рекламировать товары в магазинах сетей--членов совета.
В Минпромторге не стали комментировать концепцию совета, сославшись на то, что работа над ней еще ведется.
Ритейлеры и поставщики уже давно пытаются организовать саморегулирование. В 2010 году был учрежден Межотраслевой экспертный совет по развитию потребительского рынка (МЭС): в его задачи вошли выявление проблем отрасли, нахождение путей их решения, поддержка баланса интересов сетей и поставщиков. Через два года появился Кодекс добросовестных практик (КДП) — свод основных правил работы ритейлеров с контрагентами.
Ответственный секретарь комиссии по применению КДП Михаил Бурмистров считает, что для функционирования Совета рынка в том виде, в каком его видит Минпромторг, потребуется внесение значительных изменений в законодательство: особенно в части предлагаемых ограничений для поставщиков и ритейлеров, отказавшихся от участия в создаваемой организации. Один из авторов обсуждаемых в Госдуме поправок к закону "О торговле", зампред комитета по экономической политике Виктор Звагельский, полагает, что сама идея как-либо ограничивать работу компаний, не входящих в Совет рынка, легко будет оспорена в суде, так как нарушает Конституцию и антимонопольное законодательство. "Например, если у сети есть разрешение на работу, то никто, тем более некоммерческое партнерство, не может запретить ей продавать тот или иной товар или работать в выходные",— уверен депутат.
Против того, чтобы лишать гарантий поставщиков, не вошедших в совет, выступает и директор по развитию "Руспродсоюза" Дмитрий Востриков. "Тех, кто не готов вовлекаться в работу, лучше стимулировать дополнительными преференциями при вступлении",— отмечает господин Востриков. С тем, что меры стимулирования и наказания еще должны обсуждаться, согласен и глава "Союзмолока" Андрей Даниленко. В целом же в "Руспродсоюзе" и "Союзмолоке" верят в эффективность создаваемой организации. Если предоставление преференций компаниям, которые следуют принципам добросовестного поведения, будет закреплено законодательно, то это вовлечет в саморегулирование гораздо большее количество игроков рынка и повысит исполнимость норм кодекса, считает господин Востриков. В Союзе независимых сетей в Совете рынка видят единственную альтернативу жесткому законодательному регулированию, но рассчитывают на дальнейшее обсуждение конкретных положений.
Не видит необходимости в создании Совета рынка глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Более того, указывает он, сейчас даже встает вопрос о целесообразности существования МЭСа, который до последнего времени был эффективен, но за последние полгода договороспособность его членов снизилась и участились случаи неисполнения норм кодекса. "Зачем в такой ситуации создавать еще одну бюрократическую структуру, если нет гарантии, что она будет более эффективна?" — добавляет господин Юшин.
Анастасия Дуленкова
http://www.kommersant.ru/doc/2928580
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
Комментариев нет:
Отправить комментарий