Фото: Reuters
Операторы сотовой связи оценят банковских заемщиков27.05.2015
Операторы сотовой связи нашли способ коммерчески использовать собранные базы данных о своих клиентах. "Вымпелком" и МТС запустили пилотный проект, в рамках которого на основании разнообразной потребительской информации об абонентах формируют их оценку как потенциальных заемщиков и продают ее банкам. Передача банкам не самой информации, а обезличенного скорингового балла не противоречит закону, признают юристы. Другой вопрос, насколько правомерна оценка кредитоспособности заемщика сотовым оператором на основании данных о платежах за связь или частоте заграничных поездок.
О том, что "Вымпелком" реализует с несколькими банками пилотный проект по оценке потенциальных заемщиков (скорингу) на основании анализа big data (массивов данных) о своих абонентах, рассказали "Ъ" источники на банковском рынке. В проекте участвуют около 20 банков, которым сотовый оператор продает скоринг-балл, сформированный на основании данных о потребительском поведении клиента. В "Вымпелкоме" эту информацию подтвердили. ""Вымпелком" действительно находится на стадии пилотного проекта по банковскому скорингу с рядом известных российских банков,— отмечает представитель оператора Анна Айбашева.— Впрочем, пока о коммерческой эксплуатации говорить рано, необходимо дождаться результатов".
Проект "Вымпелкома" не уникален. В МТС заявили, что уже провели аналогичный пилотный проект по скорингу абонентов с несколькими банками, сейчас завершают реализацию технического решения по оценке рисков заемщика и планируют предложить готовый продукт до конца года. В "МегаФоне" отметили, что осваивают технологию big data еще с 2013 года, но с точки зрения экономической отдачи подобные проекты с банками не являются приоритетными для компании. "Мы решили сконцентрироваться на практическом применении анализа "больших данных" к основному бизнесу: с точки зрения оптимизации затрат и улучшения обслуживания",— поясняют там. В ряде банков подтвердили участие в проектах операторов, но неофициально, сославшись на соглашения о конфиденциальности.
По словам собеседника "Ъ", знакомого с деталями проекта "Вымпелкома", оператор намерен использовать не только информацию о платежах клиента за мобильную связь и оплате услуг со счета мобильного оператора, но и данные, полученные с помощью геолокации. Например, где клиент совершает покупки, ездит ли за рубеж, пользуется ли автомобилем или перемещается только на общественном транспорте и т. д. "Понятно, что, если клиент пытается взять кредит на автомобиль премиум-класса, но ни разу не ездил за границу, живет в спальном районе и регулярно осуществляет покупки в магазинах экономкласса, его доходы могут быть не настолько высоки, как он заявляет",— поясняет источник "Ъ". На презентации сервиса для банков, по его словам, упоминались и о возможности использовать для анализа информацию об окружении абонента — по находящимся поблизости мобильным телефонам. "Платежеспособность окружения также может влиять на скоринговый балл потенциального заемщика",— поясняет собеседник "Ъ". В "Вымпелкоме" отказались комментировать, действительно ли для скоринга используются все эти данные. В МТС заявили, что будут оценивать риски заемщика на основе анализа данных о его отношениях с оператором — например, частоты смены номера, количества вхождения в блокировку номера, регулярности пополнения баланса. Другие параметры компания будет готова раскрыть ближе к запуску проекта.
По мнению участников банковского рынка, "мобильный скоринг" будет полезен. "Это, конечно, не замена данным бюро кредитных историй, так как не может показать кредитную нагрузку заемщика, а также его платежную дисциплину,— отмечает член правления ОТП-банка Сергей Капустин,— однако банку интересна любая дополнительная информация о нем, если стоимость такой услуги будет экономически обоснована". Операторы "большой тройки" стоимость своих скоринговых услуг "Ъ" не раскрыли. "С точки зрения дополнительной информации из независимого источника, например, о получателях кредитных карт такой инструмент был бы очень полезен как для улучшения качества обслуживания клиента, так и для верификации данных, предоставленных клиентом, мониторинга, однако вопрос о правовой составляющей еще нужно проработать дополнительно",— отмечает вице-президент банка "ХМБ Открытие" Юрий Божор.
Юридических рисков при такой схеме взаимодействия не несут ни операторы, ни банки, уверяют юристы. "Закон "О персональных данных" не запрещает юрлицам обмениваться некоей цифровой комбинацией по конкретному абоненту, если на обработку персональных данных и передачу их третьим лицам есть согласие клиента",— отмечает управляющий партнер Legal Capital Partners Дмитрий Крупышев.
Персональные данные и информация об оказываемых услугах банкам не передаются, им сообщается исключительно обезличенный скоринговый балл, полученный в результате обработки математических моделей, заверяют в "Вымпелкоме". При этом банки должны будут получить отдельное согласие потенциального заемщика на обработку данных операторами, отмечают в "Вымпелкоме" и МТС, а сами операторы — отдельное согласие от абонентов.
Попытки сотовых операторов легально извлекать выгоду из собранных массивов данных о клиентах являются общемировой практикой. "Есть несколько успешных направлений использования big data — таргетированная реклама и розничный бизнес, включая банки. Например, в Великобритании ритейлеры имеют возможность с помощью данных Telefonica измерять трафик в своих сетях и анализировать профиль этого трафика",— рассказал руководитель направления по работе с операторами связи Deloitte в СНГ Антон Шульга. Он отмечает, что банкам очень интересно подобное сотрудничество, однако для операторов это "скользкая тема" и они аккуратно анализируют последствия для своего бизнеса: "Абоненты могут решить, что данные, которые есть у их операторов, могут навредить им".
Защитники прав потребителей такие опасения разделяют. "Операторы должны сделать публичной методику расчета такой оценки и конкретные параметры, на основании которых она формируется, чтобы заемщик не лишался права на кредит только потому, что не тратит деньги в дорогих ресторанах или оказался в обществе финансово недисциплинированных коллег,— отмечает глава Международной конфедерации обществ потребителя Дмитрий Янин.— Кроме того, у абонента должно быть право получить от оператора информацию о том, кому и когда тот ретранслировал свою аналитику и какую оценку присвоил".
Ольга Шестопал, Анна Балашова
http://www.kommersant.ru/doc/2734856
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
Комментариев нет:
Отправить комментарий