Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ
Ритейлеры остались при чужих
27.05.2015
Правительство раскритиковало идею обязать ритейлеров обеспечивать присутствие на полках торговых сетей не менее 50% продовольственных товаров российского производства. Подобный протекционизм противоречит принципам договора о Евразийском экономическом союзе и в итоге может обернуться серьезным сокращением ассортимента товаров, предупреждают чиновники.
Правительство не поддерживает законопроект Московской областной думы, говорится в официальном отзыве правительства, подписанном вице-премьером Сергеем Приходько. Законопроект противоречит принципам договора о Евразийском экономическом союзе, так как "содержит ограничение в торговле товарами стран-участников", следует из отзыва. Кроме того, в правительстве считают, что введение требований для торговых сетей о приоритетном приобретении товаров отечественного производства способно привести к неравным условиям для ведения предпринимательской деятельности в торговле и повлечет сокращение ассортимента товаров. Наконец, в тексте законопроекта не указаны критерии, по которым следует причислять продукты к категории "отечественные".
Проект закона, обязывающий ритейлеров обеспечивать на полке не менее 50% продовольственных товаров российского производства в каждой категории, подмосковные депутаты внесли в Госдуму в октябре прошлого года. "Такая мера поддержит отечественных производителей, создаст условия для развития средних и небольших отечественных производителей продукции",— объясняли депутаты. Один из авторов законопроекта зампред Мособлдумы Никита Чаплин пояснил "Ъ", что "российскими" могут считаться продукты, которые произведены внутри страны и преимущественно из отечественного сырья: "Если у транснациональных корпораций есть свои производства в России, на которых они перерабатывают отечественное сырье, то их товар тоже можно считать "российским"". Теперь, по словам господина Чаплина, законопроект будет доработан с учетом всех замечаний и требований международных организаций и повторно внесен в Госдуму. Он не исключил, что размер квоты будет изменен в зависимости от категории: например, в молочной продукции он останется 50%, а в колбасе будет 20%.
Согласно "Доктрине продовольственной безопасности", утвержденной в 2010 году, российское мясо и мясопродукты на внутреннем рынке должны занимать не менее 85%, молоко и молокопродукты — не менее 90%, рыбная продукция — не менее 80%, картофель — не менее 95%, пищевая соль — не менее 85%. В конце прошлого года финансирование программы господдержки АПК было увеличено на 20 млрд руб. Минсельхозом, где рассчитывают, что к 2020 году выпуск сельхозпродукции по сравнению с 2012 годом вырастет на 23,4%, пищевых продуктов — на 35%.
Хотя предложенная мера была направлена на поддержку производителей, те относятся к ней скептически. Директор по развитию "Руспродсоюза" Дмитрий Востриков отмечает, что любые требования закона создают необходимость контроля их исполнения, однако, кто и каким образом будет проверять долю отечественных товаров в ритейле и сколько это потребует расходов госбюджета — неясно. Ритейлеры также уверены, что законодательное ограничение доли отечественных продуктов в магазинах оказало бы негативное влияние на продовольственный рынок. В регионы, граничащие с Белоруссией, Казахстаном или Китаем, удобнее и выгоднее доставлять импортный товар из этих стран, а предлагаемое регулирование из-за проблем с логистикой могло бы повлечь удорожание продукции или ее дефицит, говорит менеджер одной из крупных сетей.
В магазинах нижнего ценового сегмента доля импортной продукции уже составляет 30-40%, отмечает управляющий партнер практики АПК компании "НЭО Центр" Анастасия Залуцкая. Представитель Metro Cash & Carry Оксана Токарева сообщила, что в целом до 90% продовольственного ассортимента сеть закупает в России. По ее словам, введенное прошлым летом продовольственное эмбарго и валютные колебания и так простимулировали сети искать отечественных поставщиков. Мария Курносова из Auchan также говорит, что в хлебной, молочной, мясной продукции, курице, яйцах доля отечественных товаров очень высока, иногда доходит до 80-100%, а в овощах и фруктах процент российских товаров сильно зависит от сезона. В сети "Пятерочка", по словам представителя X5 Retail Group Олега Полетаева, у отечественных производителей на 100% закупаются молоко, яйца и маргарин, на 71% — твердые сыры, на 94% — творог, на 86% — сливочное масло.
Анастасия Дуленкова
http://www.kommersant.ru/doc/2734906
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
Комментариев нет:
Отправить комментарий