17:4901.03.2013 (обновлено: 17:51 01.03.2013)274
По мнению политологов, новый порядок думских выборов повысит политическую конкуренцию и позволит попасть в парламент как лидерам Болотной, так и средней величины предпринимателям - хотя несистемные оппозиционеры будут скорее одиночками.
© РИА Новости. Алексей Филиппов | Купить иллюстрацию
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ
СР поддержит закон о выборах, но потребует смягчить доступ в ГД
01 марта 2013, 15:21
Эксперты: законопроект о выборах развивает конкуренцию, но выгоден ЕР
01 марта 2013, 14:50
Нарышкин предлагает внимательно изучить вопрос об избирательных блоках
01 марта 2013, 14:37
Все материалы (14)
МОСКВА, 1 мар — РИА Новости. Президентский законопроект о смешанных выборах в Госдуму возвращает основные черты прежней избирательной системы: партийные списки с 5%-ным барьером и одномандатные округа с самовыдвиженцами. Такой порядок действовал около 15 лет, но был отменен избирательной реформой 2007 года. Ожидается, что закон будет впервые применен на выборах-2016, по крайней мере округа расчертят только в 2015 году.
В ЕР отметили, что введение смешанной системы выборов станет серьезным испытанием для депутатов и заставит их работать более ответственно. Оппозиция считает инициативу угрозой своим позициям на выборах. ЛДПР и КПРФ назвали возвращение одномандатников откатом в прошлое. Эсеры, накануне получившие пост врио губернатора Забайкальского края, решили поддержать документ в I чтении, но затем потребовать уступок. Непарламентские партии сожалеют, что по-прежнему запрещены блоки, а барьер не опустился ниже 5%.
По мнению политологов, новый порядок думских выборов повысит политическую конкуренцию и позволит попасть в парламент как лидерам Болотной, так и средней величины предпринимателям — хотя несистемные оппозиционеры будут скорее одиночками.
Одномандатники, 5%-ный барьер и запрет блоков
Законопроект предполагает избрание 225 депутатов Госдумы по партийным спискам с прежним 5%-ным барьером и 225 — по одномандатным мажоритарным округам. Одномандатники будут выдвигаться как от партий, так и в порядке самовыдвижения.
Партия, как и сейчас, сможет включить в свой избирательный список беспартийных кандидатов (до половины списка). Однако новый законопроект по-прежнему не разрешает формирования избирательных блоков, запрещенных в 2005 году.
Партийный список по-прежнему будет включать необязательную федеральную часть (до десяти кандидатов) и несколько региональных групп. Поскольку число депутатов, избираемых по партийным спискам, сокращается вдвое (с 450 до 225) — вдвое сократились также допустимый размер списка (он должен включать от 200 до 300 кандидатов, сейчас установлена планка "не более 600") и минимальное число региональных групп (сейчас список должен включать не менее 70 групп, а будет не менее 35).
Границы одномандатных округов будут утверждаться каждые десять лет, будут сформированы окружные избиркомы. Первая схема одномандатных округов должна быть опубликована к 5 декабря 2015 года. Образование округов осуществляется на основе единой нормы представительства избирателей, что обеспечивает примерное равенство округов по числу избирателей.
Как говорится в сопроводительных документах к законопроекту, очередные выборы Госдумы должны пройти в декабре 2016 года, так что в федеральном бюджете на этот год должны быть предусмотрены средства на их проведение. По предварительным расчетам Центризбиркома, на это потребуется около 14,3 миллиарда рублей (без учета расходов на системы видеонаблюдения).
ЕР: серьезный вызов и повышенная ответственность
В "Единой России" полагают, что введение смешанной системы выборов в Госдуму станет серьезным испытанием для депутатов, поскольку большинство нынешних парламентариев не имеет опыта работы в одномандатных округах. По словам депутата-единоросса Игоря Игошина, возвращение к одномандатникам имеет серьезные преимущества.
"В округе тебя все знают. Соответственно, мера ответственности совсем другая. Это заставляет мобилизовываться", — пояснил он, отметив, что последующая работа на территории — очень непростой труд.
"И некоторым нынешним парламентариям, не прошедшим подобной школы, наверное, придется тяжеловато. Тем более что на начало созыва, по моим подсчетам, оставалось всего порядка 80 депутатов, имевших опыт побед на одномандатных выборах в Госдуму", — сказал парламентарий.
При этом часть из них — причем самые опытные люди, как Олег Морозов или Рамазан Абдулатипов — с тех пор покинули парламент, напомнил Игошин. "Выходит, из каждых шести депутатов опыт работы в одномандатном округе сейчас имеет лишь один. Так что для Государственной думы смешанная система станет серьезным вызовом", — полагает он.
ЛДПР и КПРФ за сохранение пропорциональной системы
ЛДПР и КПРФ выступили против внесенной в Госдуму редакции законопроекта. Либерал-демократы намерены внести ко второму чтению поправку о сохранении пропорциональной системы. "Попробуем коллег убедить в нашей правоте и оставить партийные списки. Это будет правильно, одномандатные округа дадут приток из регионов тех людей, которые желают провести региональные элиты, понятно, что они сделают все, чтобы эти люди прошли", — сказал РИА Новости первый замглавы фракции ЛДПР Владимир Овсянников.
По мнению руководителя высшего совета ЛДПР, вице-спикера Игоря Лебедева, введение смешанной системы — это откат в прошлое.
"В первом чтении мы точно будем голосовать против", — сказал вице-спикер. По его словам, все остальное — барьер прохождения в Думу, самовыдвижение — "это не имеет такого значения".
При этом, добавил Овсянников, в ЛДПР поддерживают отказ от избирательных блоков и сохранение федеральной части партийного списка из десяти человек. Лебедев при этом подчеркнул, что "партия власти стремится сохранить большинство в парламенте, и это (введение смешанной системы) единственный способ". Он убежден, что через одномандатные округа партия власти сможет с помощью административного ресурса обеспечить себе места в парламенте.
Такого же мнения придерживаются в КПРФ, полагая, что одномандатники выгодны только "Единой России".
"В данной концепции мы не поддерживаем закон. Можно было предложить другую концепцию смешанной системы… Ущербность этой законодательной инициативы — это резкое увеличение силы денежного мешка, увеличивается размер избирательных фондов. Это означает, что у кого больше денежный мешок, тот в этом округе и побеждает… и правящая партия воспользуется этим", — сказал РИА Новости секретарь ЦК КПРФ, депутат Госдумы Сергей Обухов.
По мнению Обухова, "Единая Россия" больше не может получать абсолютное большинство на общефедеральных выборах, поэтому "выборы по пропорциональной системе гарантированно означают для них проигрыш, и они хотят перестроить всю систему".
Согласно законопроекту, рамки избирательных расходов политических партий сохраняются на нынешнем уровне: 700 миллионов рублей для всей партии и от 15 до 55 миллионов — для ее региональных отделений, в зависимости от населения региона. Предвыборный фонд кандидата не может превышать 15 миллионов рублей.
СР за снижение барьера
Вице-спикер Госдумы от "Справедливой России" Николай Левичев заявил, что эсеры поддержат законопроект в первом чтении, но подготовят поправки по снижению проходного барьера до 3% и созданию фильтра для новых партий.
"Концептуально наша фракция, думаю, поддержит законопроект в первом чтении. Тем не менее, ко второму чтению мы будем бороться за изменение целого ряда конкретных позиций", — сказал он РИА Новости.
Лидер СР Сергей Миронов объяснил, что эсеры поддерживают возвращение смешанной системы, поскольку законы пишутся на десятилетия и столетия вперед, а не в угоду конъюнктурным интересам правящей партии, которой, по его мнению, через какое-то время может и не быть.
При этом, оговорился Левичев, СР предлагает давать партиям право идти на думские выборы без сбора подписей не автоматически, а по достаточно сложному механизму, чтобы отфильтровать партии-однодневки. По идее эсера, новые партии обязательно должны сначала принять участие в определенном количестве местных выборов, чтобы получить право без сбора подписей идти на выборы регионального уровня. Лишь попав в заксобрание хотя бы одного региона, партия сможет без сбора подписей участвовать в думских выборах, считает он. "В противном случае выборы в высший представительный орган грозят превратиться в хаос", — сказал Левичев.
Миронов вообще предлагает пускать на думские выборы только партии, попавшие в заксобрания минимум пяти регионов.
Кроме того, эсеры выступают за снижение проходного барьера до 3% или ниже. По мнению Левичева, раз новые партии, согласно законопроекту, не смогут блокироваться для прохождения в парламент, нужно снижать порог прохождения.
Непарламентские сожалеют о запрете блоков
Непарламентские партии сожалеют о сохранении запрета на формирование избирательных блоков и отмечают, что одномандатники на руку "Единой России".
"Мы положительно относимся к этому законопроекту. Мы всегда выступали за то, чтобы одномандатники присутствовали в Госдуме", — сказала РИА Новости зампред партии "Патриоты России" Надежда Корнеева.
Лидер "Гражданской платформы" Михаил Прохоров сказал, что поддерживает инициативу, хотя возвращение одномандатников на руку ЕР. "Такая система более демократична", — пояснил он.
Сергей Митрохин, лидер "Яблока", согласен, что за возвратом к смешанной системе и сохранением запрета на создание блоков стоят "интересы партии власти, которая хочет сохранить монополию в Госдуме". Комментируя норму законопроекта, которая обязывает самовыдвиженцев собирать подписи 0,5% избирателей округа, он предложил предоставить кандидатам возможность выбирать между сбором подписей и денежным залогом.
По мнению председателя "Правого дела" Андрей Дунаева, в законопроекте есть два изъяна.
"Изъян первый — это то, что так и не были разрешены избирательные блоки, и поэтому малым партиям, которых сейчас будет сотни, будет очень сложно избираться в Госдуму. И изъян второй — не устраняется тактика паровозов, когда один и тот же региональный лидер общественного мнения избирается и по списку партии и по одномандатному округу. В результате получится, что он избирался по одномандатному округу, а по списку свое место уступил кому-то", — сказал он РИА Новости.
Эксперты: рост политической конкуренции
Политологи по-разному оценили законопроект о смешанной системе, с одной стороны отметив, что он повысит эффективность партий и стимулирует конкуренцию, а с другой стороны, "институт одномандатников" выгоден "Единой России" и предпринимателям.
По мнению гендиректора Центра политической информации Алексея Мухина, законопроект направлен на либерализацию ситуации в политическом поле и поддержку новых партий. Он полагает, что в преддверии региональных и федерального избирательных циклов это важный момент, который должен стимулировать политическую конкуренцию между партиями, а главное — оказать определенную поддержку новым партиям. Эксперт добавил, что сейчас ситуация заточена под сохранение партийно-политической монополии нынешних крупных партий, а новые правила позволят другим партийным проектам в большей степени реализовать свои электоральные амбиции.
Профессор Высшей школы экономики политолог Олег Матвейчев полагает, что законопроект повысит политическую конкуренцию и даст возможность оппозиции с Болотной не просто выходить на площади и высказывать свое недовольство, но и бороться за власть.
"Законопроект позволит повысить политическую конкуренцию, чтоб подросли новые политики, которые проявят себя в ближайшие 10 лет, поэтому нужно обязательно одномандатные округа вернуть… Те, кто были на Болотной, кто выходил на площади, сейчас получают легальную возможность пойти по одномандатному округу. Все лидеры Болотной, лидеры Координационного совета оппозиции спокойно могут начинать обрабатывать какой-то округ, работать с избирателями", — сказал РИА Новости эксперт.
Глава департамента региональных исследований Фонда развития гражданского общества Виталий Иванов согласен, что восстановление выборов в одномандатных округах повышает политическую конкуренцию.
"Восстановление депутатских выборов в одномандатных округах дает повод большому количеству политически невостребованных деятелей заново пойти в политику, предъявить какие-то новые претензии… автоматически восстановление выборов в одномандатных округах увеличивает пространство политической конкуренции", — сказал он РИА Новости.
Иванов добавил, что — как показывает мировая практика — мажоритарная система играет в пользу крупных партий, которые имеют возможность выдвигать наиболее авторитетных кандидатов.
Политолог Павел Святенков считает, что закон о новой системе выборов в Госдуму выгоден в основном "Единой России".
"Ныне действующая пропорциональная система предполагает, что мандаты в Госдуме распределяются между партиями примерно пропорционально тому результату, который партия получила на выборах. Выборы по мажоритарной системе заключаются в том, что победитель получает все. Можно набрать 30-40% голосов и стать депутатом, просто потому что пришел первым. Подобная практика выгодна самой крупной и самой сильной партии — "Единой России", — сказал он РИА Новости.
По мнению эксперта, смешанная система также выгодна средним предпринимателям, которые получат возможность по одномандатным округам пройти в Госдуму. Святенков добавил, что хотя не исключена возможность прохода по одномандатным округам каких-то оппозиционеров, они будут одиночками, которые "никакой погоды не делают".
Бюллетени-брошюры
Бюллетень на думских выборах, согласно законопроекту, будет изготовлен в виде брошюры.
Весной 2012 года — после радикальной либерализации партийного закона — число партий в России стало резко расти, сейчас их уже не семь, а несколько десятков. Соответственно увеличился избирательный бюллетень — на конституционного комитета Госдумы его председатель Владимир Плигин (ЕР) показал бюллетень длиной 1,7 метра с 51 партией. Между тем, комплекс обработки бюллетеней (КОИБ) может считывать максимум 12 партий.
В этой ситуации предлагались как отказ от КОИБов, так и изменение формы бюллетеня. Плигин рассказал, что бюллетень, например, можно оформить книжкой с информацией обо всех партиях и отрывной последней страницей — бюллетенем, где будет отмечаться номер партии, за которую голосует избиратель.
"Для голосования на выборах изготавливаются два вида избирательных бюллетеней: один — для голосования по федеральному избирательному округу, другой — для голосования по одномандатным округам. В случае регистрации более 20 федеральных списков кандидатов, а по одномандатному округу — более 30 кандидатов, избирательных бюллетень может быть изготовлен в форме брошюры", — говорится в справке к законопроекту.
Предыдущая попытка
Одновременно с внесением документа о смешанных выборах Кремль отозвал законопроект об избирательной реформе, внесенный в феврале 2012 года Дмитрием Медведевым. Эта инициатива совмещала выборы по пропорциональной системе с привязкой депутатов к регионам. Предлагалось избирать 450 депутатов в рамках 225 "территориальных единиц". Законопроект сохранял 5%-ный барьер.
Партийный список предполагалось разбивать на региональные группы (по одной на каждую территориальную единицу), а общефедеральную часть списка отменить. Партия была бы вправе создавать региональные группы в любых территориальных единицах, включая в них минимум по четыре кандидата. Весь список должен был включать не менее 100 человек.
Кроме партийных фондов предполагалось ввести фонды отдельных партийных кандидатов, не более 6 миллионов рублей на каждого.
Чтобы КОИБы могли считывать бюллетени, несмотря на большое число партий, в бюллетень предполагалось включать только эмблемы и названия партий, а полные списки кандидатов вывешивать на избирательном участке.
http://ria.ru/politics/20130301/925372038.html
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
Комментариев нет:
Отправить комментарий