01 февраля 2013, 09:45
CA-NEWS (TM) - На протяжении почти двух десятилетий Туркменистан старательно ограждал себя от внешних влияний и укреплял контроль государства над всеми аспектами экономики. А теперь руководитель республики Гурбангулы Бердымухамедов, провозгласивший себя покровителем нации, вдруг сигнализирует о наличии у него желания приоткрыть командную экономику республики советского образца.
Учитывая неудовлетворительную репутацию Бердымухамедова в том, что касается выполнения своих обещаний о либерализации жизни в стране, мало кто принимает его слова на веру. С момента прихода Бердымухамедов к власти в 2006 году многие его реформаторские прожекты, такие как расширение образовательных возможностей и доступа к сети Интернет вкупе с созданием конкурентной политической системы, так и остаются нереализованными.
Однако отсутствие достижений в прошлом не помешало Бердымухамедову выступить с масштабными заявлениями о будущих результатах. В начале января он объявил, что правительство страны приступит к разгосударствлению отдельных объектов госсобственности. Неделю спустя, 19 января, Бердымухамедов распорядился создать правительственную комиссию по вопросам переговоров о вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Какие объекты войдут в число подлежащих приватизации и будут ли к этому процессу допущены иностранные компании, пока неясно. Но как сообщил агентству «Рейтер» один из чиновников, процесс разгосударствления не коснется предприятий прибыльной нефтегазовой отрасли – этой дойной коровы туркменской экономики. Как отметил этот чиновник, в число приватизируемых войдут такие отрасли, как транспорт, строительство и связь.
По словам обозревателей, Туркменистану с его вялым частным сектором, не имеющему опыта проведения широкомасштабной приватизации и фигурирующему в международных рейтингах в числе одних из самых коррумпированных и репрессивных режимов в мире, будет сложно привлечь инвестиции в какие-нибудь отрасли помимо нефтегазовой.
Приватизационная программа и членство в ВТО «выглядят многообещающе в теории, а на практике являются попросту отвлекающим маневром и вряд ли будут успешно реализованы при нынешней администрации Туркменистана», – говорит старший аналитик по оценке политических рисков лондонской консалтинговой компании GPW Кейт Маллинсон (Kate Mallinson), отмечая, что в 2011 году Бердымухамедов тоже обещал внедрить в республике международные стандарты финансовой отчетности и создать национальную фондовую биржу. С тех пор об этих проектах мало что было слышно.
На взгляд Кейт Маллинсон, у узкого круга коррумпированной элиты, управляющего большей частью экономики Туркмении, отсутствуют стимулы к переменам. «Командная экономика советского образца в настоящее время плотно контролируется немногочисленными представителями элиты из числа приближенных к президенту и правительству, которые продолжают ежемесячно перетасовывать министров и применять неопатримониальные механизмы правления», – подчеркивает она. Эти люди «некомпетентны в вопросе подобного серьезного перехода к рыночной экономике».
В Индексе восприятия коррупции за 2012 год организации Transparency International Туркменистан занял 170 позицию из 176 стран мира, а Всемирный банк даже не включил Туркмению в свой ежегодный доклад «Ведение бизнеса».
Для любого инвестора, отважившегося вести дела в условиях непрозрачной экономики Туркменистана, жизненно важным будет умение наладить контакт с высокопоставленными представителями режима, отмечает центральноазиатский аналитик лондонского подразделения британского журнала Economist, Economist Intelligence Unit, Элис Маммери (Alice Mummery). «Государственный аппарат страны отличается скрытностью, и тесное взаимодействие с политическими инсайдерами крайне важно для ведения бизнеса. Лишь самые склонные к риску инвесторы будут готовы проникнуть в эту страну», – сказала она EurasiaNet.org.
По словам начальника отдела аналитических исследований московского ИК «УНИВЕР Капитал» Дмитрия Александрова, он с настороженностью относится к обещанным реформам, но считает, что если Бердымухамедов сумеет создать для инвесторов четкую систему обязательств и «дорожную карту», то приватизационная программа властей может вызвать определенный интерес. Приватизация – хороший отправной пункт, отметил Александров, потому что позволяет наладить и отработать механизм взаимодействия между инвесторами и властями. Будущее членство в ВТО зависит от успешности приватизационной кампании, добавил аналитик.
Но даже если правительство Туркменистана и преуспеет в выполнении своей подготовленной в ноябре прошлого года и подписанной Бердымухамедовым в текущем месяце программы приватизации на 2013-2016 годы, стране еще придется потрудиться над либерализацией национальной экономики, отмечает Элис Маммери.
«Крайне маловероятно, что приватизация в отдельных ненефтяных секторах экономики приведет к сколько-нибудь значительному открытию этой самой экономики. Власти по-прежнему будут сильно зависеть от доходов энергетического сектора, что ограничивает их стимулы к проведению рыночных реформ», – говорит она.
Кроме того, Туркменистану еще нужно будет усовершенствовать свою регулятивную базу, упростив запутанный налоговый режим и создав прозрачную судебную систему для привлечения иностранных компаний за пределами энергетического сектора, полагает Кейт Маллинсон из компании GPW. «Единственными зарубежными компаниями, выстроившимися в очередь у дверей правительства Туркменистана, являются международные нефтегазовые компании, стремящиеся добраться до обширных газовых запасов республики», – сказала она EurasiaNet.org. Полагают, что Туркменистан обладает четвертыми по величине запасами газа в мире.
«Изоляция Туркменистана от западных рынков также является помехой для всех желающих проникнуть на туркменский рынок за исключением крупнейших игроков, – добавляет Кейт Маллинсон. – Как следствие, главными призерами предстоящей приватизации станут, вероятнее всего, российские, турецкие и китайские компании». Китай уже является ведущим пунктом назначения для туркменского газа.
Что касается членства в ВТО, то как показывает опыт соседних стран с гораздо более открытыми экономиками, это весьма длительный процесс. До своего присоединения к ВТО в 2012 году Россия вела соответствующие переговоры в течение 19 лет. Казахстан, приступивший к переговорам в 1996 году, еще не завершил их. Помехой для планов Туркменистана по вступлению в ВТО является «приверженность руководства страны статусу «постоянного нейтралитета», который имеет тенденцию диктовать политику и в тесно связанных с этим областях международных отношений и диверсификации газоэкспортных маршрутов». Более того, открытость, которая требуется при членстве в ВТО, может разрушить «экономические механизмы, с помощью которых поддерживается правление соперничающих клик из президентского окружения», добавляет она.
Вопрос о том, сможет ли экономическая либерализация привести к более широким демократическим реформам, может зависеть от выбора Туркменистаном зарубежных партнеров. «Правозащитные реформы вряд ли будут сопутствовать какой бы то ни было экономической либерализации, особенно в условиях роста в геометрической прогрессии влияния Китая на туркменскую экономику», – предостерегает Кейт Маллинсон.
http://ca-news.org/news:1055970/
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
Комментариев нет:
Отправить комментарий