00:4826.11.2012 (обновлено: 01:32 26.11.2012) / 125
Три года назад аналогичная конференция в Дании закончилась масштабной неудачей, когда стороны не смогли преодолеть разногласия и создать столь ожидаемое новое глобальное соглашение по климату.
МОСКВА, 26 ноя — РИА Новости. Переговоры ООН по проблеме изменения климата 2012 года, открывающиеся в понедельник, обещают быть жаркими, и дело не только в том, что дневная температура воздуха в месте их проведения, столице Катара Дохе, в ноябре достигает 30 градусов Цельсия — на кону будущее Киотского протокола, "счет" на 100 миллиардов долларов в год в виде помощи развивающимся странам и еще целый ряд важных вопросов.
Делегации сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, 194 стран мира и Евросоюза, за две недели переговоров в Катаре должны будут окончательно закрепить на бумаге условия второго периода обязательств по Киотскому протоколу, попытаться найти источники финансирования для созданного двумя годами ранее Зеленого климатического фонда, а также, доделав работу последних пяти лет, полностью переключиться на подготовку нового глобального соглашения.
Диапазон оценок предстоящей конференции у российских и зарубежных экспертов колеблется от определения ее как "исключительно технического мероприятия", где нужно просто сделать завершающие штрихи к тому, о чем уже давно договорились, до угрозы повторения "копенгагенского варианта". Три года назад аналогичная конференция в Дании закончилась масштабной неудачей, когда стороны не смогли преодолеть разногласия и создать столь ожидаемое новое глобальное соглашение по климату. На этот раз от того, доверятся ли друг другу развитые и развивающиеся страны, зависит целый ряд менее громких, но не менее важных пунктов повестки дня.
Не такой уж и "зеленый"
Решение о проведении итоговой конференции 2012 года в Катаре, о котором было объявлено год назад на переговорах в ЮАР, разочаровало многих экологических активистов. После беспрецедентно долгого противостояния Катара и Южной Кореи — двух кандидатов от азиатской группы, которой по очереди выпало принимать переговоры 2012 года — конференция досталась стране-участнице ОПЕК с самыми высокими в мире выбросами парниковых газов на душу населения.
Опасения экологов усилились, когда стало известно, что председателем переговоров станет бывший министр энергетики страны и председатель совета директоров государственной компании Qatar Petroleum Абдулла бин Хамад аль-Аттия. Так, руководитель Global Campaign for Climate Action Келли Ригг (Kelly Rigg) отмечает, что со стороны председателя, например, было "не самым удачным политическим решением" всего за две недели до переговоров по климату посетить крупную энергетическую конференцию Oil & Money в Лондоне.
Представители Climate Action Network на промежуточной сессии переговоров в Бонне призывали Катар проявить политическое лидерство и подтолкнуть другие страны к более активным действиям, в частности, объявив о добровольных целях по сокращению выбросов CO2, как это ранее сделала Мексика, принимавшая переговоры ООН в 2010 году. Официальные лица, в том числе исполнительный секретарь конвенции Кристиана Фигерес, активно подчеркивали, что переговоры могут стать для Катара и всего региона превосходной возможностью "продемонстрировать всему миру свой вклад в решение проблемы изменения климата".
В преддверии конференции многие неправительственные организации продолжают высказывать недовольство недостаточной активностью и открытостью Катара в подготовке переговорного процесса. Так, активисты глобального сообщества петиций Avaaz даже назвали идею проводить конференцию по изменению климата под руководством одного из лидеров ОПЕК "назначением Дракулы ответственным за банк донорской крови".
Киотский финал
Если не главным, то уж точно одним из наиболее драматичных на предстоящей конференции окажется "киотский" вопрос — за две недели переговоров в Дохе страны должны окончательно согласовать и принять поправки к Киотскому протоколу, закрепляющие обязательства его участников по сокращению выбросов во втором периоде его действия.
Второй период начнется в 2013 году, однако пока не ясно, когда он закончится — на переговорах 2011 года в ЮАР развитым и развивающимся странам не удалось договориться по этому вопросу. ЕС, который после "побега" России, Японии, Канады и Новой Зеландии остался в нем практически в одиночестве, настаивает на восьмилетнем периоде, до 2020 года. Развивающиеся страны не хотят закреплять откровенно слабые условия соглашения на такой долгий срок и предлагают ограничиться 2017 годом.
Здесь в центре внимания на переговорах окажется Россия, где бизнес и экологи продолжают бороться за "возвращение" страны в число участников соглашения. В октябре премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании правительства поручил вице-премьеру Аркадию Дворковичу проработать вопрос целесообразности дальнейшего участия России в протоколе. Минэкономразвития РФ ранее поддержало позиции РСПП и "Деловой России", которые считают необходимым сохранить в России "киотские" проекты совместного осуществления.
Вместе с тем, советник президента РФ, специальный представитель президента по вопросам климата Александр Бедрицкий в интервью РИА Новости менее чем за неделю до начала конференции заявил, что вероятность резкой смены позиции России по вопросу Киотского протокола "приближается к нулю", и в Дохе РФ, скорее всего, вновь заявит об отказе от участия в Киото-2.
Где деньги
Другой "болевой точкой" предстоящих переговоров ожидаемо окажется финансовый вопрос. Вместе с 2012 годом подходит к концу так называемый период "быстрого климатического финансирования" для развивающихся стран: на конференции в Копенгагене 2009 года развитые страны пообещали направить на эти нужды 30 миллиардов долларов на следующие три года.
К 2020 году объем ресурсов, направленных на содействие внедрению низгоуглеродных технологий и борьбу с последствиями изменения климата, предполагается довести до 100 миллиардов долларов в год, и для управления этими значительными потоками в 2010 году был создан специальный Зеленый климатический фонд (GCF).
Однако, по заявлениям развивающихся стран и экологов, фонд даже спустя два года остается "пустой оболочкой", поскольку конкретных обязательств по объемам "климатической" помощи после 2012 года пока нет — как нет и понимания того, из каких источников будут привлекаться такие объемы средств. Более того, по расчетам Международного института окружающей среды и развития (IIED), пока из обещанных 30 миллиардов долларов реально выделено лишь 23,6 миллиарда, причем более половины этой суммы представляют собой кредиты, а не грантовое финансирование, и лишь 20% ресурсов было направлено на задачи адаптации к изменению климата.
Советник президента Александр Бедрицкий подчеркнул, что РФ, сейчас не имеющая формальных обязательств донора, намерена на добровольных началах помогать развивающимся странам в рамках Зеленого климатического фонда, содействуя в первую очередь "приоритетным" для нее государствам — государствам СНГ.
Координатор климатической программы Oxfam International Тим Гор в интервью РИА Новости отметил, что если Россия однажды планирует стать полноправным донором фонда, ей "полезно участвовать в создании его механизмов, чтобы потом не играть по чужим правилам". Кроме того, по мнению эксперта, Россия может использовать свой "промежуточный" статус страны с переходной экономикой, чтобы попытаться урегулировать разногласия между развитыми и развивающимися странами по этому вопросу.
Процедурный кабинет
Первое заседание конференции сторон конвенции почти наверняка начнется с дебатов по вопросу, который остается нерешенным все 20 лет существования соглашения — стороны с первой сессии 1994 года не могут принять так называемые правила процедуры, "запинаясь" о положение о возможности голосования. Сейчас для утверждения какого-либо решения необходим консенсус, то есть согласие всех сторон, что, по мнению некоторых наблюдателей на переговорах и даже некоторых стран-участниц, делает процесс слишком медленным и недостаточно эффективным.
Попытку устранить препятствие в виде консенсуса предприняли, в частности, Мексика и Папуа-Новая Гвинея, которые в мае 2011 года представили проект поправки к конвенции, разрешающей принимать решения большинством в три четверти голосов, если все возможности для достижения необходимого консенсуса исчерпаны. На итоговой конференции года в ЮАР обе страны самостоятельно отозвали свою поправку для доработки, заявив, что ее рассмотрение продолжится в 2012 году.
Россия, в свою очередь, своей поправкой, также представленной в мае 2011 года, "замахнулась" на куда более фундаментальный аспект переговоров — деление стран на приложения 1 и 2 в рамках конвенции. Эти списки, определяющие, какие обязательства несет та или иная страна, РФ предлагает периодически пересматривать "в свете… текущего социально-экономического развития сторон конвенции".
Поправка ожидаемо встретила ожесточенное противодействие некоторых развивающихся стран, и на переговорах в ЮАР 2011 года РФ заявляла о том, что если традиционными путями решение по ней принять не удастся, страна воспользуется имеющимся у нее правом поставить свое предложение на открытое голосование. В последнюю ночь конференции, продолжавшейся почти на 36 часов дольше запланированного, "российскую" поправку было решено также отложить на 2012 год.
Разрыв растет
Пока участники переговоров обсуждают процедурные и содержательные вопросы, ученые не перестают бить тревогу. По данным Всемирной метеорологической организации (ВМО), концентрации парниковых газов в атмосфере планеты в 2011 году достигли рекордных значений с начала индустриальной эпохи. Как отмечает ВМО, с 1750 года в атмосферу поступило около 375 миллиардов тонн углерода в составе различных парниковых газов, главным образом в результате сжигания ископаемого топлива.
Программа ООН по окружающей среде (UNEP) последние несколько лет также готовит к переговорам неутешительные прогнозы: как показывает ежегодный отчет экспертов UNEP, "гигатонный разрыв" между желаемым и действительным — уровнем выбросов, необходимым для ограничения роста глобальной температуры двумя градусами Цельсия, и текущими обязательствами стран — увеличился уже до 14 миллиардов тонн CO2-эквивалента.
По расчетам UNEP, к 2020 году общемировой объем выбросов парниковых газов должен снизиться на 14% по сравнению с нынешним уровнем — только так можно добиться выполнения "цели двух градусов". Между тем, по планам стран конвенции, новое соглашение, которое участники переговоров договорились составить к концу 2015 года, в 2020 году лишь вступит в силу. Обсуждение будущего "преемника" Киотского протокола также продолжится в Дохе.
http://ria.ru/science/20121126/912182750.html
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
Комментариев нет:
Отправить комментарий