Но приднестровский разворот России пока сопровождается только скандалами
2012-11-30
Сегодня в Дублине завершается итоговый в нынешнем году раунд переговоров по приднестровскому урегулированию в формате «5+2» (Молдавия и Приднестровье – стороны конфликта, Россия, Украина, ОБСЕ – посредники, США и ЕС – наблюдатели). На них обсуждался блок социально-экономических вопросов.
Итоги обещают подвести сегодня. Однако уже известно: переговоры после многообещающего старта в начале года, когда в Приднестровье пришла новая власть, к концу его оказались на нуле. То, что они вернулись к своему началу – в 1994 год, недавно подтвердила министр иностранных дел Приднестровья Нина Штански. В Тирасполе в этом обвиняют Кишинев. А в Кишиневе и Бухаресте – Россию, которая, по мнению молдаван и румын, фактически управляет сепаратистским регионом Молдавии, да к тому же обещает закрепиться в нем, сохранив и упрочив свое военное присутствие.
Обвинения Кишинева, поддерживаемые Бухарестом, основываются на заявлениях, сделанных в Тирасполе вице-премьером, представителем президента РФ по Приднестровью Дмитрием Рогозиным и главой комитета Госдумы по вопросам собственности Сергеем Гавриловым. Согласно им, Москва намерена перевооружить миротворческий контингент на Днестре, который будет находиться там «столько, сколько будет надо», а также перечислить Приднестровью 3 млрд. руб. На эти деньги в Тирасполе собираются поддержать не только экономику, но и приднестровские вооруженные силы. Последнее вызвало определенные опасения Кишинева, недоумение в Брюсселе и скандал в Бухаресте.
Советник румынского президента по стратегическим вопросам и внешней политике Юлиан Кифу на днях отметил активность, которую в последнее время проявляет Россия в Приднестровье «в военной, политической, экономической, социальной и финансовой сферах». «Нужно оценить с юридической точки зрения, не противоречат ли некоторые из этих действий суверенитету Молдовы и позиции Кишинева по поводу территориальной целостности Республики Молдова», – отметил он. По его словам, Румыния поддерживает требования молдавских властей о выводе российских войск и вооружений из Приднестровья и изменении формата миротворческой миссии на Днестре. Соответствующие заявления сделали и представители МИД Румынии.
Все это сказалось на ситуации в Зоне безопасности, с 1992 года контролируемой объединенными миротворческими силами (Молдавии, Приднестровья и России). Сегодня в Объединенной контрольной комиссии (ОКК) приднестровская делегация собирается поставить вопрос о введении в город Бендеры, где в 1992 году начался вооруженный конфликт, роты приднестровских миротворцев – из резерва. Причина – «усиление присутствия в городе молдавской полиции». Резерв, о котором идет речь, образовался в 1998 году, после подписания Одесского соглашения, сократившего численность МС. Сегодня речь идет об увеличении числа миротворцев вдвое.
Между тем Тирасполь изменил позицию не только в отношении МС. В новой внешнеполитической концепции непризнанной республики сменился приоритет – переговоры с Молдавией с первого места ушли на третье, уступив первенство евразийской интеграции и сближению с Россией. Президент Приднестровья Евгений Шевчук резюмировал: прогресса в переговорном процессе нет. Тот же вывод озвучил и Дмитрий Рогозин. В Кишиневе, а также в Брюсселе поняли это так: у Москвы появился новый план «взятия региона». А у приднестровцев – надежда на «возвращение в Россию».
Но резонансные заявления высокопоставленных российских чиновников продолжения не получили: обещанные миллиарды в Тирасполь не пришли, новые вертолеты для МС не прилетели, и миротворцы современных ружей не получили. Может, так было задумано: сначала пошуметь, потом – действовать? Тогда в сценарии фактического срыва переговоров Кишинева с Тирасполем просматривается логика. Но если, как бывало не раз, заявления московских политиков не соотносятся с политикой Кремля, возникает сомнение: есть ли эта политика вообще?
http://www.ng.ru/editorial/2012-11-30/2_red.html
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
Комментариев нет:
Отправить комментарий