среда, 30 мая 2012 г.

День в истории. Краткие хронографические наблюдения. 30 мая



Ассоциативные цепочки – как путеводители по мирозданию

2012-05-30 / Петр Спивак

календарь, история / Мастера из ювелирного дома Фаберже умели создавать вещественные эталоны красоты и изысканности. Фото Reuters
Мастера из ювелирного дома Фаберже умели создавать вещественные эталоны красоты и изысканности.
Фото Reuters
Ассоциативные цепочки – как путеводители по мирозданию. То и дело вспыхивают на листках календаря ключевые слова, в чем-то подобные интернетовским гиперссылкам. Пора в путь...
30 мая 1527 года в немецком городе Марбурге ландграф Гессена Филипп I Великодушный основал университет. Что сейчас первое приходит на ум человеку русской культуры при слове «Марбург»? Борис Пастернак, конечно же (учившийся там летом 1912-го). «В тот день всю тебя, от гребенок до ног,/ Как трагик в провинции драму Шекспирову,/ Носил я с собою и знал назубок,/ Шатался по городу и репетировал...» Это из стихотворения «Марбург». Дальше там упоминается: «Тут жил Мартин Лютер. Там – братья Гримм...» Первый в Европе протестантский университет был с богословским и литературно-философским уклоном. В Марбурге преподавали Клеменс Брентано и Пауль Тиллих, учились Хосе Ортега-и-Гассет и Юрген Хабермас. А еще студентом был Михаил Ломоносов. С ним вместе – химик Дмитрий Виноградов, создавший первый в России фарфоровый завод.
Отсюда недалеко до ювелирного искусства. 30 мая 1846 года в Санкт-Петербурге родился человек с фамилией-брендом Петер Карл Фаберже (ум. 1920). Его отец Петер Густав Фаберже основал фирму в невской столице России, перешедшую затем по наследству. В 1882 году Александр III, увидев изделия Фаберже на выставке, сделал Петера Карла императорским ювелиром; семейная мастерская эта просуществовала в России до 1918 года – до прихода большевиков. В ее ассортименте были часы, шкатулки, сервизы, но самая известная категория изделий – пасхальные яйца из драгоценных материалов. Каждый год императрице преподносилось уникальное яйцо. Изысканность и красота, воплощенные в компактном предмете, достигали беспрецедентной концентрации. Своего рода модель эстетического начала в его полноте, эталон.
Сейчас шедевры Фаберже видятся символами русского Серебряного века, хотя на самом деле это было скорее его предвестие. Как и творчество поэта Константина Фофанова, 150 лет со дня рождения которого исполняется сегодня. Целый период русской поэзии, последние лет 10 при венценосном ценителе Фаберже, называют фофановским. Фофанова высоко ценили Чехов и Репин, его учеником считал себя Северянин. А первые пробы пера были отмечены подражанием Некрасову, это была исповедь и проповедь юной народнической души. Причина и следствие этого – чувство миссии, порыв к должному и неприятие сущего. «Есть в природе бесконечной/ Тайные мечты,/ Осеняемые вечной/ Силой красоты.// Есть волшебного эфира/ Тени и огни,/ Не от мира, но для мира/ Родились они». Сказочные сюжеты и персонажи, декоративная красота слога – есть в этом что-то общее с Фаберже. Романтическое двоемирие обернулось в судьбе поэта нищетой и безнадежным запоем, уходом из жизни в 1911-м.
А 30 мая 1877 года родилась принадлежавшая уже настоящему Серебряному веку русская поэтесса и художница Елена Гуро (ум. 1913), из не самых громогласных деятелей нашего футуризма. «Ветрогон, сумасброд, летатель,/ создаватель весенних бурь,/ мыслей взбудораженных ваятель, гонящий лазурь!» – вот ее второе «я». Ее творчество – нащупывание новых форм, нового строя речи. Вплоть до экспериментов с «потоком сознания». Кому-то придется по душе, кому-то нет. Но все незаемное, свое.
Из жара в холод, с небес в хляби... Контраст такой, что резче не бывает: 100 лет назад, 30 мая 1912 года, появился на свет русский стихотворец Лев Ошанин (ум. 1996), один из заглавных песенников советской эпохи. Толковать индивидуальные особенности его стиля бессмысленно. Да и не индивидуальность там, а голос всеобщего нормативного «мы». Лучше, чем Николай Глазков, об этом феномене рифмованной словесности не скажешь: «долматусовская ошань». В советской песне и ориентированной на нее массовой стихотворной продукции именно такова была доминирующая тональность. Что до самого Ошанина, то, может быть, в одном сочинении у него пробивается настоящее. Помните? «Эх, дороги.../ Пыль да туман./ Холода, тревоги/ Да степной бурьян...»
Причудливы параллели, связывающие разнообразные проявления тоталитарности в культуре. Советское неистовое целеполагание перекликается с той мобилизацией духа, которая характерна для фашизма. 30 мая 1875 года родился итальянский философ Джованни Джентиле, идеолог режима Муссолини. По своим взглядам он был волюнтарист, то есть сторонник той точки зрения, что волевое начало есть высший принцип мироустройства. В 1925 году Джентиле опубликовал «Манифест фашистских интеллектуалов к интеллектуалам всех наций», где как раз речь шла о новой воле, вере, идеологии: нашли наконец, радуйтесь, служите. Чем это закончилось, хорошо известно. В 1944 году Джентиле расстреляли партизаны – за год до того, как при схожих обстоятельствах расстался с жизнью его кумир.http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode  http://www.ng.ru/historyday/2012-05-30/12_day.html
Подробнее:http://www.ng.ru/historyday/2012-05-30/12_day.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий