среда, 30 мая 2012 г.

"Stratfor": Наркобизнес в свете геополитики в Центральной Азии


08:07 30.05.2012

Российская стратегия по борьбе с наркотиками в Центральной Азии

Краткая справка
22 мая в Таджикистане было конфисковано 67 килограммов синтетических наркотиков. Это произошло спустя неделю после того, как глава Федеральной службы России по контролю за наркотиками Виктор Иванов назвал производство наркотиков и их контрабанду в Центральную Азию неотложной проблемой. Иванов сказал, что до 40% ВВП Центральной Азии происходит от преступной деятельности, особенно от контрабанды наркотиков, и что Россия должна бороться с этой проблемой более активно. Он добавил, что Россия планирует реализовать 22 новых программы по борьбе с наркотиками в Центральной Азии для защиты своих интересов в регионе.
Поток наркотиков из Центральной Азии в Россию является существенной проблемой для Москвы. Хотя полностью остановить контрабанду наркотиков невозможно, Москве хотелось бы заполучить максимальный контроль над незаконной торговлей. Это позволило бы Москве оправдать свое усиливающееся присутствие и влияние в Центральной Азии, противостоять деятельности США в центрально-азиатском регионе и подготовить Россию к изменчивости в регионе после вывода американских войск из Афганистана.

Анализ
Несколько основных контрабандных маршрута берут начало в Афганистане и входят в Центральную Азию прежде, чем отправиться на север в Россию, на северо-запад в Европу и на восток в Китай. 90% наркотиков, направляющихся в Россию из Центральной Азии, культивируются в Афганистане, а не в Центральной Азии.
Необузданная наркотическая зависимость в России является одной из причин без этого сложной демографической ситуации и относительно низкой продолжительности жизни. Немалое количество молодых мужчин не могут пойти на службу ввиду наркотической зависимости.
Правительство надеется заполучить максимальный контроль над контрабандными сетями, устраняя организованные преступные группировки, функционирующие против интересов России. Учитывая деньги, получаемые от контрабанды наркотиков, Москва надеется извлечь выгоду из всего этого.
Антинаркотические усилия в Казахстане, Узбекистане, Туркменистане, Кыргызстане и Таджикистане предлагают России больше, чем просто деньги. Россия уже имеет существенное влияние в этом регионе, которое она захочет расширить для того, чтобы компенсировать таких внешних игроков, как США. Деятельность Америки в регионе усилилась до и после вторжения в Афганистан в 2001 году, когда некоторые центрально-азиатские страны предоставили военные базы для осуществления перевозок. Несмотря на то, что США сократили свое военное присутствие, Вашингтон недавно стал активизироваться в антинаркотических усилиях в Центральной Азии.
Некоторые из этих усилий были предприняты совместно с Россией. Тем не менее, Россия не отреагировала положительно на новую совместную программу под названием "Central Asian Counternarcotics Initiative" (инициатива по борьбе с контрабандой наркотиков в Центральной Азии, САСI), которая была предложена США в феврале. В рамках программы было предложено организовать специальные подразделения во всех пяти центрально-азиатских странах, которые будут вести борьбу с контрабандой и обмениваться информацией с американскими солдатами в Афганистане. Но, по имеющейся информации, Москва убедила страны Центральной Азии не участвовать в данной программе. Иванов сказал, что хотя Вашингтон и региональные правительства, возможно, одобрили программу, Москва считает ее неподходящей.
Дело не в том, что Россия выступает против определенных программ, хотя обычно Москва выступает против любой инициативы, которая не была заранее скоординирована с Россией. Вместо этого Москва опасается того, что подобные программы могут послужить трамплином для более существенного вовлечения США в регион. Неизвестный российский чиновник намекнул на это в своем интервью изданию "Коммерсант", назвав план CACI новым инструментом для проникновения в Центральную Азию и средством укрепления американских военных и политического влияния в регионе. Активное участие России в борьбе с контрабандой наркотиков дает ей повод расширить собственное присутствие в регионе и обуздать власть других игроков, таких, как США, которые иногда внедряют силы и средства сбора разведывательной информации в свои программы.
Несмотря на то, что Россия намерена увеличить численность своих военных в регионе, в частности в Таджикистане и Кыргызстане, это не означает, что все идет по сценарию России.
К примеру, отдельные страны, особенно Кыргызстан, продолжают сотрудничать по проблеме наркотиков с США. 23 мая на кыргызско-таджикской границе был открыт контрольно-пропускной пункт, строительство которого было профинансировано Америкой. Помимо этого, Таджикистан отклонил запросы России о возобновлении патрулирования российскими пограничниками таджикско-афганской границы после того, как в 2005 году эту обязанность взяли на себя таджикские пограничники. Но, несмотря на это, российские пограничники работают на границе, и Таджикистан сотрудничает с Россией на других приграничных участках. Москва также помогала Душанбе во время антинаркотических операций.
И хотя усиление деятельности по борьбе с контрабандой наркотиков позволяет России контролировать иностранные державы и готовиться к нестабильности после вывода войск НАТО и США из Афганистана, перегибание палки в этих усилиях несет в себе риски. Они включают в себя вероятность возникновения озлобленности со стороны контрабандистов и конфликтов с региональными правительствами. Учитывая то, что региональная напряженность и усиливающаяся воинственность исламистов могут привести к нестабильности в регионе, Россия будет продолжать свои усилия по борьбе с наркотиками с осторожностью.

"Stratfor", 24 мая 2012 года
Перевод – "InoZpress.kg"
Источник - inozpress.kg
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php? http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode 
http://www.centrasia.ru/newsA.php?CR=0

Комментариев нет:

Отправить комментарий