пятница, 27 декабря 2013 г.

РАЗВИТИЕ - ПРАВО КАЖДОГО







Мы живем в непростое время. По всему миру миллионы людей страдают от беспощадных, зачастую разрушительных последствий многих мировых кризисов нашей эпохи. Мировой финансовый и экономический кризис, продовольственный кризис, энергетический кризис и климатический кризис слились в единый многосторонний удар по человеческому достоинству. И наши институты управления, как на глобальном, так и на национальном уровне, отнеслись к этому вопросу в лучшем случае халатно, а иногда даже усугубляя удар. В результате, как на севере, так и на юге первые годы 21-го века были отмечены ростом масштабов нищеты, неравенства, голода, отчаяния и общественных волнений.

Не таким было видение Всеобщей декларации прав человека, которая в 1948 г. дала начало современному международному правозащитному движению, обещая свободу от страха и нужды и объявив, что «каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в Декларации, могут быть полностью осуществлены».

И не таким было видение Декларации о праве на развитие, 25-ю годовщину которой УВКПЧ отметило выпуском публикации «Реализация права на развитие: Очерки по случаю 25-й годовщины Декларации ООН о праве на развитие».

С момента принятия этого важного документа в залах ООН и за их пределами разразились дебаты. С одной стороны, сторонники права на развитие утверждают его значимость (и даже первостепенность), а с другой стороны, скептики (и несогласные) относят его к второстепенным правам и даже отрицают его существование. К сожалению, несмотря на то, что эти дебаты вызвали высокий научный интерес и активность на политической сцене, они мало помогли тому, чтобы право на развитие очистилось от концептуальной грязи и политического зыбучего песка, в которых оно погрязло за эти годы.

Мы полны решимости изменить это.

Чтобы это сделать, мы должны, прежде всего, внимательно рассмотреть природу этих дебатов с учетом того, как она менялась за все время.

В ближайшие годы наша задача будет заключаться в том, чтобы выйти за пределы многочисленных мифов, искажений и недопонимания, которые сопутствуют праву на развитие с момента его кодификации в 1986 г. Начать эту работу нужно с признания простого факта, который содержится в многочисленных декларациях и резолюциях Организации Объединенных Наций, от Венской декларации и Программы действий 1993 г., принятой на Всемирной конференции по правам человека, до Декларации тысячелетия ООН 2000 г. и итогового документа Всемирного саммита 2005 г., - и, в действительности, в мандате Верховного комиссара по правам человека, - что право на развитие – это право человека. Не больше и не меньше.

И поскольку Организация Объединенных Наций не признает иерархию прав и все права человека равны и взаимозависимы, право на развитие не может грамотно считаться «сверх-правом» (т.е. основополагающим правом, которое каким-то образом охватывает и превосходит все другие права) или «мини-правом» (имеющим статус обычного политического стремления).

Мы также не должны позволять туману политических споров скрыть личность тех, кто обладает этим правом꞉ это люди, наделенные всеми правами человека. Не правительства, не государства, не регионы, а люди, то есть отдельные лица и народы. И поскольку права человека универсальны, право на развитие принадлежит всем людям по всему миру – от Нью-Йорка до Нью-Дели, от Кейптауна до Копенгагена, и от глубинных лесов Амазонки до самых отдаленных островов Тихого Океана. Независимо от обстоятельств рождения, независимо от расы, пола, языка и религии, все люди рождены свободными и равными в своем достоинстве и правах, включая право на развитие.

Как и все права человека, право на развитие предполагает конкретное право, в данном случае это право «участвовать в экономическом, социальном, культурном и политическом развитии и содействовать ему». Эта основная норма, которая четко сформулирована в статье 1 Декларации, включает ряд компонентов, которые далее перечисляются в рамках данной Декларации. Среди них꞉
Развитие, ориентированное на интересы человека.Декларация определяет «человека» в качестве основного субъекта, участника и бенефициария процесса развития.
Правозащитный подход. В соответствии с Декларацией, развитие должно проходить таким образом, чтобы все права человека и основные свободы были полностью осуществлены.
Участие. Декларация призывает к «активному, свободному и конструктивному участию» лиц в развитии.
Равноправие. Декларация подчеркивает потребность в «справедливом распределении благ», создаваемых в ходе развития.
Недискриминация. Декларация не допускает различия по признаку «расы, пола, языка и религии».
Самоопределение. Декларация предусматривает самоопределение, в том числе полный суверенитет над природными ресурсами как составляющая права на развитие.

Такими же четкими являются предписания Декларации относительно реализации этого права, в том числе:
Разработка надлежащей национальной и международной политики в области развития
Эффективное международное сотрудничество
Реформы на национальном и международном уровне
Устранение препятствий для развития, в том числе нарушений прав человека, расизма, колониализма, оккупации и агрессии
Продвижение мира и разоружения, а также использование высвобождаемых средств в целях развития

Таким образом, когда вы вступаете в дискуссию о праве на развитие, в которой слышите фразу, навеянную научным дискурсом или политическими дебатами, я призываю вас отнестись к этому критически. Задайте себе следующие вопросы꞉ то ли это «право на развитие», которое предусмотрено Декларацией ООН? Основывается ли этот анализ на признании права на развитие универсальным правом человека, обладателем которого являются люди, обязательства по которому несут правительства, и которое в своей основе предусматривает участие, вклад и пользование благами развития? Если вы не можете ответить на эти вопросы утвердительно, то знайте, что вы покинули сферу анализа прав человека и теперь находитесь на геополитическом боксерском матче, где право на развитие используется для замены других вопросов, которые давно осложняют отношения Севера и Юга.

С другой стороны, наша миссия заключается в продвижении реализации всех прав, в том числе права на развитие, как прав человека.

Сегодня идеологические системы взглядов доминирующих экономических моделей 19-го и 20-го веков рушатся под весом действительности 21-го века. Растущее неравенство, глобальная нищета, систематические лишения, голод, безработица, ухудшение экологии и социальные волнения говорят о потребностях в области прав человека, которые нельзя отдавать в невидимые руки рынка, воровские жадные руки узкого круга лиц или репрессивные руки автократических режимов. Сейчас плакаты активизировавшихся граждан всего мира, от площади Тахрир до Уолл-стрит, призывают к подотчетности и демократическому управлению в сфере экономики и политики на основе верховенства права, как на национальном, так и на международном уровне, с первоочередной священной миссией - обеспечить свободу от страха и нужды для каждого человека без исключения в любой точке земного шара.

Иными словами, люди требуют правозащитного подхода к экономической политике и вопросам развития с правом на развитие в его основе.

Нави Пиллэй, Верховный комиссар по правам человека




http://www.ohchr.org/RU/Issues/Development/Pages/IntroductionStatement.aspx




http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

Комментариев нет:

Отправить комментарий