Ювенальный ликбез
28 января 00:05Михаил МошкинМарина Лепина
Пока общественность страны спорила с Госдумой о «Законе об охране здоровья», в России неприметно была введена ювенальная юстиция.
© РИА Новости. Кирилл Каллиников
Мало кто знает, что за самим понятием «ювенальная юстиция» на самом деле стоят не чиновники, а юристы и социальные работники, которые, сталкиваясь с асоциальным поведением детей, попытались найти законный способ получить помощь правоохранительных и судебных органов.
Пока что в обществе существует двойное прочтение самого понятия. Одни относят к этому виду законодательства только специализированные суды и систему реабилитационных мер, вынося за скобки работу непосредственно с семьей ребенка. Другие, наоборот, трактуют систему ювенального правосудия более широко, включая туда не только комиссии по делам несовершеннолетних, но и уполномоченных по правам ребенка, специализированные органы, работающие в рамках молодежной политики, и органы опеки и попечительства.
Экспертное мнение
Виктория Пашкова, руководитель управления по семейному праву юридическо-консалтинговой компании Heads
«Для начала надо пояснить, что такое «ювенальная юстиция». Это специализированные составы судей, которые занимались бы делами (в основном уголовными), где участниками выступают несовершеннолетние — в качестве потерпевших, подозреваемых или свидетелей. Сама идея состоит в том, чтобы придать несовершеннолетнему особый статус в уголовном процессе. Делается это для того, чтобы снизить тяжесть наказания. Подразумевается, что к процессу обязательно должен привлекаться правозащитник. Сроки давности привлечения к ответственности были бы уменьшены, допрос проводился бы по определенным правилам, а наказания назначались с учетом условий жизни, воспитания и психического развития несовершеннолетних.
Как таковая ювенальная юстиция в России не введена. Подготовленный в свое время проект изменений в федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ», который предполагал учреждение ювенальных судов, не прошел из-за возражений, поскольку не было понятно: либо создавать особые ювенальные суды в системе судов общей юрисдикции — подобно тому, как действуют военные суды, либо в уже существующих судах создавать особые составы судей, которые занимались бы только ювенальным судопроизводством.
Кроме того, было нечетко прописано, какие конкретно дела должны относиться к компетенции ювенальных судов, — в проекте закона была очень расширенная формулировка: «все дела с участием несовершеннолетних». Но ведь у нас уже есть и гражданское судопроизводство, в котором несовершеннолетние могут быть участниками, — поэтому получается смешение. Из-за этих возражений законопроект и не прошел.
Зачастую ювенальной юстицией называют те юридические нормы, по которым лишают родительских прав, забирают детей из семей, назначают социальный патронат и т.д. Но это абсолютно неверно. Происходит смешение: люди просто не понимают, что уголовное и гражданское судопроизводство — совершенно разные вещи.
Действительно, в законодательстве существуют нормы, которые наделяют органы опеки и попечительства полномочиями отбирать детей у родителей — в кризисной ситуации, в обстоятельствах, которые угрожают жизни и здоровью детей. Но те решения о лишении родительских прав или об установлении опеки, которые суды принимают на основании Семейного кодекса, — это не ювенальная юстиция.
Понятие, о котором мы говорим, относится именно к уголовному судопроизводству. Так обстоит дело на Западе, в частности в Скандинавии, где ювенальное правосудие широко распространено.
У нас очень широкая практика применения ювенальных технологий, которые нацелены на то, чтобы снизить сам уровень преступности среди несовершеннолетних. Они направлены на профилактику и на применение мер воспитательного, педагогического характера.
Сейчас действует такая практика: суды привлекают в уголовное судопроизводство специалистов по работе с несовершеннолетними, чтобы получить сведения об их личных характеристиках, в каких условиях проживают подростки, под чьим влиянием они находятся, каковы особенности их воспитания и т.д. Эти сведения необходимы для того, чтобы назначить несовершеннолетнему такое наказание, которое не только бы пресекало совершенное им правонарушение (и не только было бы направлено на восстановление нарушенных прав потерпевших), но и с целью профилактики».
Какие организации входят в систему ювенальной юстиции сегодня
- Органы опеки при каждом муниципальном образовании контролируют жизнь детей в семье. По решению органа опеки ребенка могут без суда забрать у родителей. Естественно, решение о лишении родительских прав принимает суд, но орган опеки может изымать детей, к примеру, на основании «ненадлежащих условий содержания».
- Комиссии по делам несовершеннолетних.
- Социально-психологические центры, которые, как правило, есть в каждом муниципальном образовании. Они занимаются психологическим обследованием ребенка и дают экспертизу, которая в дальнейшем используется органами опеки или суда.
Система правосудия
По Уголовному кодексу РФ уголовная ответственность наступает с 16 лет, а по некоторым тяжким статьям — с 14 лет. УК РФ предусматривает, что в отношении несовершеннолетних применяются другие нормы. Например, за содеянное преступление несовершеннолетний преступник может получить освобождение от уголовной ответственности либо к нему могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия. Это предупреждение, передача под надзор (родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного госоргана, которые должны воздействовать на ребенка и контролировать его поведение), возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
По решению органа опеки ребенка могут без суда забрать у родителей.
© РИА Новости. Кирилл Каллиников
Предусмотрено и помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. В качестве же наказания к несовершеннолетнему могут быть назначены: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, арест и лишение свободы на определенный срок.
Что может измениться
В случае принятия закона «О социальном патронате» такой надзор над семьей может быть установлен в случаях, если к семье не может быть применено лишение или ограничение родительских прав. Поскольку сейчас ограничивают или лишают прав в подавляющем большинстве родителей-алкоголиков, наркоманов, ведущих асоциальный образ жизни, или тех, где в семьях создается угроза жизни или здоровью детей, то тем самым социальный патронат может быть ориентирован на благополучные семьи. Согласно законопроекту патронат будет назначаться над теми родителями, которые «создают своими действиями или бездействием условия, препятствующие нормальному развитию и воспитанию детей».
Решение о том, что будет считаться «нормальным воспитанием и развитием», отдается на усмотрение органов опеки и попечительства. Органы опеки при этом могут не только признавать семью социально опасной и давать обязательные для исполнения предписания по содержанию и воспитанию детей, чиновники вправе будут в любой момент изъять ребенка из семьи на реабилитацию без решения суда или вышестоящего административного органа.
Кроме того, если родитель не дает добровольно письменного согласия, то социальный патронат может быть назначен в принудительном порядке через суд. Тем самым отказ семьи от социального патроната может повлечь за собой постановку в суде вопроса о лишении или ограничении родительских прав. Социальный патронат может быть назначен на основе жалоб соседей, родственников или сигналов из детских садов, школ.
- В предлагаемых поправках к законодательству предлагается формулировка «недостаточное материальное обеспечение», благодаря которой органы опеки смогут мотивировать отъем ребенка скромными доходами родителей. Сейчас чиновники должны доказать, что бедность семьи является «ненадлежащими условиями содержания» детей.
- Ребенок согласно проекту закона получит активный статус. Начиная с десяти лет он сам может пожаловаться на родителей и написать заявление, по которому будет назначен социальный патронат.
- Появление ювенальных судов, создание специализированного следствия по делам несовершеннолетних, где ребенок-правонарушитель рассматривается не как объект репрессий, а как субъект реабилитации.
Изменения в законодательстве на пути к ювенальной юстиции
1995 год
Указ президента РФ Бориса Ельцина, утвердившего «Национальный план действий в интересах детей», где впервые были закреплены принципы ювенальной юстиции в России. В числе мер по укреплению правовой защиты детства предусмотрено создание системы ювенальной юстиции.
1998 год
Принят федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Введено понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» — это дети, проживающие в малоимущих семьях, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
В 1999 году в некоторых судах Санкт-Петербурга были запущены пилотные проекты по применению ювенальных технологий.
2000 год
Постановление пленума Верховного суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних». Судам рекомендовано применять к несовершеннолетним положения ст. 76 УК Российской Федерации, которая предусматривает «освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим».
2001 год
На Дону стартовал проект «Поддержка осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних».
2003 год
В Ростовском областном суде появился специальный судебный состав по делам несовершеннолетних в судебной коллегии по уголовным делам.
2004 год
В Таганроге открыт первый в России ювенальный суд.
На конец 2010 года ювенальные технологии в сфере правосудия по делам о преступлениях несовершеннолетних применялись в 52 субъектах РФ.
2008 год
Президент Дмитрий Медведев подписывает федеральный закон №48 «Об опеке и попечительстве», в Гражданский и Семейный кодексы РФ вносятся поправки.
Например, принятая глава 22 Семейного кодекса РФ предусматривает изъятие из семей детей, «находящихся в трудной жизненной ситуации», признавая их оставшимися без попечения родителей, с последующим их помещением в специальные учреждения для устройства в новые семьи.
Ст. 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» привлекает граждан к уголовной ответственности (до трех лет лишения свободы) за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, сопряженное с жестоким обращением с ним.
2009 год
Введены должности уполномоченных по правам ребенка при президенте и губернаторах субъектов РФ.
2010 год
Госдума во втором чтении отклонила проект федерального конституционного закона №38948-3 «О внесении дополнений в федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» (в части создания ювенальных судов).
Февраль 2011 года
Утверждено постановление пленума Верховного суда РФ «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», где отмечается необходимость «индивидуального подхода» при правосудии в отношении несовершеннолетних и соизмерения деяния с личностными характеристиками подсудимых.
Судья, рассматривающий дело несовершеннолетнего подсудимого, обязан быть компетентен в вопросах педагогики, социологии, подростковой психологии, криминологии, применения ювенальных технологий.
Заключение ребенка под стражу до судебного разбирательства может применяться лишь в качестве крайней меры и в течение кратчайшего периода времени. При допросе ребенка обязан присутствовать педагог или психолог (ст. 425 УПК РФ).
Сентябрь 2012 года
Госдума приняла в первом чтении законопроект о введении социального патроната «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства».
Предлагается, что социальный патронат над семьей будет устанавливаться органом опеки и попечительства, если «родители или иные законные представители ребенка, находящегося в социально опасном положении, создают своими действиями условия, препятствующие его нормальному воспитанию и развитию, или отрицательно влияют на его поведение».
Также патронат может устанавливаться судом вместо ограничения или лишения родительских прав. С «проблемной семьей» будет вестись «реабилитационная работа с целью изменения ситуации и предотвращения изъятия из нее ребенка». Предполагается оказание семье социально-педагогической, медико-психологической помощи, помощи в воспитании, развитии ребенка, реализации и защите его прав.
Середина 2000-х — настоящее время
В течение последних лет разрабатывался проект ФЗ «Основы законодательства о ювенальной юстиции», вызвавший острые споры в обществе. В итоге продвижение законопроекта было заторможено.
http://mn.ru/society_rights/20130128/336218105.html
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
Комментариев нет:
Отправить комментарий