четверг, 28 июня 2012 г.

"Гундогар": Торговля людьми в Туркменистане. Госдеп США сочинил доклад




14:31 27.06.2012


Госдепартамент США о современных формах рабства

Человек считается жертвой вне зависимости от того, родился ли он в состоянии рабства или из него сделали раба, соглашался ли он работать на торговца людьми и совершал ли противоправные действия непосредственно по причине своего подневольного состояния.

20 июня Государственный департамент США опубликовал очередной ежегодный доклад о международной торговле людьми. Как заявила на его презентации госсекретарь США Хиллари Клинтон, сегодня более 27 миллионов человек во всем мире являются жертвами современных форм рабства, то, что мы называем торговлей людьми.

Нынешний доклад отмечает, что в данном вопросе наметился некоторый прогресс, заявила г-жа госсекретарь. Двадцать девять стран перешли от более низкого уровня на более высокий, а это значит, что их правительства предпринимают правильные шаги. Это может означать принятие строгих законов, активизацию расследований случаев торговли людьми, судебного преследования выновных или изложение плана мер для предотвращения этого явления.

Что такое торговля людьми?

Для описания деятельности, связанной с принуждением людей к труду или оказанию услуг, используется обобщающий термин "торговля людьми". В 2000 году Международная организация труда (МОТ) приняла закон "О защите жертв торговли людьми" (Trafficking Victims Protection Act - TVPA ), который определил в качестве наиболее тяжелых форм секс-торговлю, а также вербовку, укрывательство, перевозку людей путем применения силы, обмана в целях привлечения к принудительному труду.

Согласно Протоколу ООН о предотвращении, пресечении и преследовании торговли людьми, особенно женщинами и детьми (Палермский протокол), и закону "О защите жертв торговли людьми", человек считается жертвой вне зависимости от того, родился ли он в состоянии рабства или из него сделали раба, соглашался ли он работать на торговца людьми и совершал ли противоправные действия непосредственно по причине своего подневольного состояния. В основе этого явления лежат разнообразнейшие формы порабощения, а не виды деятельности, связанные с перемещением людей через границы государств.

Основными видами торговли людьми считаются принудительный труд, труд за долги, подневольное домашнее услужение, принудительный детский труд, торговля детьми с целью сексуальной эксплуатации,

В соответствии с требованиями закона "О защите жертв торговли людьми" (TVPA) Госдепартамент США делит все страны по трем категориям ("уровням"). В основе такой классификации в большей степени лежит объем действий правительств по борьбе с торговлей людьми, чем масштаб самой этой проблемы.

Как определяется уровнь?

Уровень 1 - страны, государственные органы которых в полной мере соблюдают минимальные нормы закона "О защите жертв торговли людьми".

Уровень 2 - страны, государственные органы которых не в полной мере соблюдают минимальные нормы закона "О защите жертв торговли людьми", но прилагают значительные усилия, чтобы привести свою деятельность в соответствие с такими стандартами.

Уровень 2, "список особого внимания" - страны, государственные органы которых не в полной мере соблюдают минимальные нормы закона "О защите жертв торговли людьми", прилагают усилия, чтобы привести свою деятельность в соответствие с этими нормами, но при этом абсолютное количество жертв наиболее тяжких видов торговли людьми в стране очень велико или существенно растет, а власти не предоставляют доказательств усиления борьбы с наиболее тяжкими видами торговли людьми, в том числе, количества расследований, судебных преследований и обвинительных приговоров по преступлениям, связанным с торговлей людьми, увеличения помощи жертвам, а также доказательств того, что сокращается соучастие государственных должностных лиц в наиболее тяжких видах торговли людьми.

Уровень 3 - страны, государственные органы которых не в полной мере соблюдают минимальные нормы и не прилагают значительных усилий, чтобы привести свою деятельность в соответствие с этими нормами.

В "Законе о защите жертв торговли людьми" перечислены три фактора, на основании которых страну относят либо к уровню 2, либо в "список особого внимания" уровня 2, либо к уровню 3. Это, во-первых, степень вовлеченности страны в наиболее злостные виды торговли людьми, т. е. в какой степени она является страной происхождения жертв, транзитным государством или страной назначения. Во-вторых - в какой мере государственные органы страны не соблюдают минимальных стандартов закона TVPA, в частности, какова степень соучастия должностных лиц и государственных служащих в наиболее злостных видах торговли людьми. И в-третьих, какие разумные меры необходимы для того, чтобы обеспечить соблюдение государственными органами минимальных стандартов TVPA, с учетом ресурсов и возможностей правительства бороться с наиболее злостными видами торговли людьми.

Торговля людьми в Туркменистане

В прошлом, 2011 году Туркменистан находился именно на последнем - третьем - уровне. Как отмечали составители доклада о торговле людьми-2011, у Туркменистана, который ввиду своей исключительной закрытости для мониторинга ситуации с соблюдением прав человека впервые попал в ежегодный доклад Госдепартамента США, среди государств бывшего Советского Союза наблюдалась самая плохая репутация в области попустительства торговле людьми. В частности, в документе говорилось, что власти Туркменистана во главе с президентом Курбанкули Бердымухаммедовым не только не предпринимают никаких усилий для защиты жертв современной работорговли и для борьбы с организованными преступными группами, которые занимаются таким бизнесом, но и препятствуют деятельности международных организаций, противостоящих торговле людьми.

В нынешнем году Госдепартамент США счел возможным отнести Туркменистан ко второму уровню, однако поместил его в "список особого внимания", или "контрольный список". В докладе отмечается, что правительство Туркменистана не в полной мере соблюдает минимальные стандарты по искоренению торговли людьми, однако "прилагает к этому значительные усилия". Несмотря на подобный прогресс, в том числе публичное признание существования торговли людьми в пределах страны, применение к виновным закона "О борьбе с торговлей людьми", а также официальную регистрацию приюта для жертв, правительство в целом не продемонстрировало реального усиления мер по идентификации и защите жертв, а также по повышению уровня осведомленности населения о мерах по предотвращению торговли людьми.

Мужчины и женщины из Туркменистана подвергаются принудительному труду, эмигрируя за рубеж в поисках работы, в том числе на тяжелом текстильном производстве, на стройках, а также работы в качестве домашней прислуги, отмечается в докладе. Некоторые женщины и девушки из Туркменистана подвергаются за рубежом принудительной проституции. При этом подчеркивается, что наиболее часто граждане Туркменистана становятся жертвами в Турции и России. Также были случаи, когда жертвами торговли людьми граждане Туркменистана становились в Великобритании, Казахстане, на Кипре. По подсчетам международной организации, каждый месяц в Туркменистан возвращаются от 10 до 25 жертв торговли людьми.

Торговля людьми внутри страны также является проблемой, отмечается в докладе Госдепартамента. Жертвы подвергаются принудительному труду, в первую очередь, в строительной индустрии. Среди них граждане Узбекистана, Украины и Азербайджана.

Госдепартамент США установил, что в течение отчетного периода правительство Туркменистана продемонстрировало прогресс по части совершенствования внутреннего законодательства. Все формы торговли людьми запрещены статьей 129 Уголовного кодекса Туркменистана, принятого в мае 2010 года, который предписывает за подобные преступления наказания от 4 до 25 лет тюремного заключения. Однако официальные власти не предоставили Госдепартаменту данных по исполнению этого закона. Из других источников известно, что судебные процессы по ряду случаев торговли людьми в Туркменистане проходили и виновные были наказаны. Также власти не предоставили сведений о том, проводила ли Генеральная прокуратура Туркменистана тренинги для сотрудников правоохранительных органов, однако были сведения, что прокуроры продолжали обмениваться информацией о торговле людьми со своими турецкими коллегами.

Правительство Туркменистана в отчетный период не предпринимало должных мер по защите жертв торговли людьми и оказанию им должной поддержки. Несмотря на то, что законодательство Туркменистана содержит положения о создании центров помощи жертам торговли людьми, власти не финансировали НПО и международные организации, осущестляющие такую помощь. Одако имеются сведения о том, что Государственная миграционная служба рекомендовала нескольким жертвам обратиться на "горячую линию" общественной организации, и поделилась с ее сотрудниками информацией о некоторых потенциальных жертвах, возвратившихся из Турции. В докладе отмечается также, что в сентябре 2011 года был официально зарегистрирован приют для жертв торговли людьми, организованный НПО, хотя приют этот действовал с августа 2010 года. В 2010 году помощь от неправительственных организаций получили 38 жертв, в 2011 году их число увеличилось до 50.

Жертвы торговли людьми продолжали подвергаться наказаниям за действия, совершенные в результате того, что они были проданы в рабство; продолжали поступать сведения о том, что Государственная миграционная служба штрафовала жертв после их возвращения в Туркменистан за нарушения визового режима. Есть сведения, что Государственная миграционная служба на 5 лет заблокировала выезд из страны для граждан Туркменистана, депортированных из других стран, в том числе жертв торговли людьми. Также не было предпринято мер для идентификации жертв торговли людьми в сексуальных целях среди женщин, арестованных за занятие проституцией.

За отчетный период правительство Туркменистана демонстрировало некоторые усилия по предупреждению торговли людьми, говорится в докладе. В частности, в сентябре 2011 года совместно с Международной организацией по миграции (МОМ), рядом зарубежных правительств и при участии экспертов из семи стран и международных организаций в Туркменистане была организована международная конференцию по проблеме торговли людьми. В ноябре 2011 года при обсуждении национального доклада Туркменистана в Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам впервые официально были признаны факты торговли людьми в Туркменистане, в докладе приводились факты вынесения обвинительных приговоров подозреваемым в торговле людьми. Однако в Туркменистане отсутствует общегосударственный план, а также координирующий орган по противодействию торговле людьми.

В докладе говорится о том, что общественность не информируется о действиях правительства по предупреждению торговли людьми, но как положительный момент отмечается предоставление Туркменистаном вида на жительство лицам без гражданства, которые потенциально могли стать жертвами торговли людьми.

Доклад содержит следующие рекомендации правительству Туркменистана:

- усовершенствовать исполнение закона Туркменистана "О борьбе с торговлей людьми";

- продолжить применение статьи 129 Уголовного кодекса Туркменистана для того, чтобы расследовать и уголовно преследовать подозреваемых в преступлениях,связанных с торговлей людьми, осуждать или наказывать торговцев людьми;

- предоставлять обучающие программы для прокуроров и других соответствующих государственных служащих по надлежащему применению статьи 129 УК Туркменистана;

- разработать систематические процедуры по выявлению жертв и получению ими защиты, а также обучать пограничников, полицейских и других соответствующих государственных служащих применению этих процедур;

- предоставить финансовую или имущественную помощь организациям, работающим в сфере борьбы с торговлей людьми и помощи жертвам, установить меры по обеспечению гарантий того, что жертвы торговли людьми не будут подвергаться наказанию за миграционные нарушения и проституцию;

- провести кампанию по информированию общественности об опасности торговли людьми;

- сотрудничать с группами гражданского общества для того, чтобы координировать национальные усилия по борьбе с торговлей людьми;

- разработать национальный план мероприятий по противодействию торговле людьми.

Полностью фрагмент доклада Государственного департамента США о торговле людьми, посвященный Туркменистану, на английском языке опубликован в разделе "English".




Источник - Гундогар
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcodehttp://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1340793060

Комментариев нет:

Отправить комментарий