Суд не идет
//
Избирательная кампания по выборам судьи Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) от Молдовы вылилась в скандал, едва начавшись. Глава Конституционного суда Александр Тэнасе обвинил исполнительную власть в политизации выборов, указав на вопиющий непрофессионализм комиссии по отбору кандидатов. О политической подоплеке говорят и эксперты, предостерегающие власти от непродуманных шагов.
Избирательная кампания по выборам судьи ЕСПЧ от Молдовы начинается со скандала. О том, что избирательный процесс стремительно превращается из технического в политический, заговорили чиновники и эксперты. В частности, председатель Конституционного суда (КС) РМ Александр Тэнасе в интервью ресурсу allmoldova.com возмутился тем, что правительственная комиссия по отбору кандидатов сформирована по политическим критериям. «В нее вошли люди без юридического образования, а также люди, которые не имеют никакого отношения к Европейской конвенции. Они (члены комиссии) не могут проверить знания кандидатов. Последствия могут быть крайне нелицеприятными: отправив список лиц, угодных властям, однако профессионально неподготовленных, мы рискуем тем, что он может быть нам возвращен»,- заявил господин Тэнасе.
Напомним, должность судьи ЕСПЧ от Молдовы стала вакантной после того, как занимавший этот пост последние четыре года Михай Поалелунжь в феврале был избран председателем Высшей судебной палаты. Сейчас на освободившееся место претендуют девять известных молдавских юристов, большинство из которых адвокаты, в том числе специализирующиеся на защите прав граждан Молдовы в Страсбурге. Заменить господина Поалелунжь вызвались адвокаты Виталий Нагачевский, Валерий Грицко, Эдуард Сербенко, Илья Ротару и Михай Буруянэ. Кроме них поработать в ЕСПЧ не прочь директор Центра юридических ресурсов Владислав Грибинча, замглавы минюста Владимир Гросу, директор Центра по анализу и предупреждению коррупции Галина Бостан, а также судья-ассистент Конституционного суда Вячеслав Запорожан.
Всем кандидатам предстоит иметь дело с правительственной комиссией, которую раскритиковал глава КС за политическую окраску - в нее действительно входят члены партий правящего альянса: либерально-демократической, либеральной и демократической. 16 июля претендентов на пост судьи ожидает письменное тестирование и собеседование в минюсте, а затем после расчета среднего балла комиссия отберет из девяти кандидатов тройку лидеров, которую должно будет утвердить правительство. При этом кабмин не вправе опротестовывать решение комиссии.
Формальная на первый взгляд процедура избрания судьи превращается в политическую еще по одной причине. В соответствии с соглашением о создании альянса «За евроинтеграцию» (АЕИ), государственные должности распределяются только между партиями коалиции. А учитывая персональный состав претендентов на пост судьи ЕСПЧ, вероятность того, что и эти выборы сведутся к политике, повышается. Дело в том, что некоторые из заявленных кандидатов хоть и не состоят в каких-либо партиях, но связаны с ними определенными отношениями. Так, Виталий Нагачевский, один из основателей либерально-демократической партии (ЛДПМ), сейчас, по некоторым данным, представляет интересы зампреда демпартии Владимира Плахотнюка. Беспартийный же Владимир Гросу, занимающий должность замглавы минюста, считается членом команды министра юстиции, члена ЛДПМ Олега Ефрима.
При этом именно господ Нагачевского и Гросу источники «Ъ-MD» в минюсте называют фаворитами избирательной кампании, добавляя, что шансы есть и у Владислава Грибинчи.
По мнению политического аналитика Дениса Ченуши, в процессе выбора кандидатов на должность судьи можно разглядеть политическую подоплеку. Особенно если учитывать связи главных кандидатов с теми или иными политическими силами, входящими в правящий альянс и состав комиссии по отбору. Исходя из этого, эксперт предостерег власти от политизации процесса выборов судьи, поскольку об этом в любом случае станет известно Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ), которая в ответ может отклонить представленный список претендентов, что неминуемо обернется скандалом. «В первую очередь кандидат не должен иметь никакого отношения к политическим партиям,- резюмировал господин Ченуша.- Более того, его кандидатуру должна поддерживать и оппозиция».
Наличие политической составляющей, по сути, признал и чиновник минюста, который не исключил ситуации, при которой правительственная комиссия предложит ПАСЕ тройку кандидатов, в которой будет один явный фаворит (таким собеседник «Ъ-MD» считает господина Гросу) и два формальных претендента. Но в таком случае, по его словам, существует риск, что ПАСЕ заподозрит неладное и забракует список кандидатов, которые не смогут повторно участвовать в конкурсе. Это, по словам чиновника, станет имиджевым ударом по правительству, на которое и ляжет ответственность за неизбрание судьи от Молдовы.
Избежать негативных последствий в процессе выборов судьи можно будет лишь в том случае, если правительственная комиссия сумеет придерживаться принципа равноудаленности и позабудет о симпатиях и антипатиях в отношении тех или иных кандидатов. Способны на это чиновники или нет, станет ясно осенью. Список из трех отобранных правительством кандидатов следует отправить в ПАСЕ до 27 июля. Окончательное же решение по кандидатуре судьи от Молдовы ассамблея примет во время осенней сессии в октябре, когда состоится голосование по этому вопросу.
СПРАВКА «Ъ-MD»
ЕСПЧ является международным судебным органом, юрисдикция которого распространяется на все 47 государств-членов Совета Европы, ратифицировавших Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Суд рассматривает вопросы, относящиеся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц. Сейчас Молдова находится на восьмом месте по количеству находящихся в ЕСПЧ дел (2,8%, или 4,250 исков). В 2011 году в ЕСПЧ было зарегистрировано 1025 исков против Молдовы, что на 8,5% больше, чем в 2010 году (945). Всего с 1998 по 2011 годы в ЕСПЧ было зарегистрировано 7416 исков против Молдовы, 43,5% которых уже рассмотрено. Чаще всего в Молдове в 2011 году не исполнялись решения национальных судебных инстанций (57 случаев), отсутствовало адекватное расследование дел, связанных с жестоким обращением с людьми (22 иска), нарушалось право на свободу выражения (15 исков). До 31 декабря 2011 года ЕСПЧ вынес 237 решений против Молдовы и обязал государство выплатить более €12,8 млн. Отметим, что суммы штрафов выплачиваются из государственного бюджета, а именно средств налогоплательщиков.
Читайте далее: http://www.kommersant.md/node/8862
Коммерсантъ в Молдове
28.06.2012
|
| |
Комментариев нет:
Отправить комментарий