среда, 28 марта 2012 г.

С такой неевропейской речью



Венгры – долгий путь к обретению родины

2012-03-28 / Семен Яковлевич Козлов - кандидат исторических наук, этнолог.

венгры, язык, речь / Как много этносов и этнических групп, кроме самих мадьяр,
Как много этносов и этнических групп, кроме самих мадьяр, "работали" в течение многих веков, чтобы в итоге появился венгерский народ!
Фото Reuters
Талантливые поэты иногда могут одной-двумя строчками сказать очень много о предметах, которым ученые посвящают бесконечное число научных докладов, статей, книг. Сергей Есенин, который, думаю, ни об одной дискуссии по проблеме взаимоотношений славянских и финно-угорских племен в период раннего русского Средневековья и слыхом не слыхивал, двумя краткими строчками внес, однако, свой художнический вклад в ее (проблемы) осмысление: «Затерялась Русь/ в Мордве и Чуди…»

Дунайское междуречье

Толчком к написанию этого очерка стали неожиданно вспомнившиеся стихи известного советского поэта Евгения Долматовского: «Европа, полная тревог,/ А здесь, в Дунайском междуречье,/ Здесь Венгрия, как островок,/ С такой неевропейской речью…» «Дунайское междуречье» – так поэт обозначил местоположение этой страны в бассейне Среднего Дуная и его главного притока р. Тисы. Ну а «речь», язык венгров (самоназвание – magyar(ok), мадьяры) – действительно, очень «неевропейская». И в пограничных с ней странах (Австрия, Румыния, Словакия, Сербия, Хорватия, Словения, Украина), и в большинстве других государств Европы основное население говорит на языках, относящихся к индоевропейской семье. Венгерский же (мадьярский) язык входит в угорскую подгруппу финно-угорской группы уральской языковой семьи.
Также в разделе:
Китайцы делают из обезьян телепатов
Исследователи из Поднебесной создали полноценный нейрокомпьютерный интерфейс
Теперь в отряде космонавтов нет чистых летчиков
Россия имеет все шансы оставаться на передовых позициях в исследовании космоса
Техасская панацея или научный анекдот?
В США ученые и чиновники спорят о допустимости лечения стволовыми клетками
Петербург – это Сколково времен Петра I
Чем может обернуться очередная попытка прорубить окно в Европу
Самые близкие к венграм по языку народы – живущие в основном в Западной Сибири обские угры – ханты и манси. Как говорится, где Венгрия, а где Ханты-Мансийский автономный округ в азиатской части России. Однако – родственники, и весьма близкие. Более дальние – по языку, а не географически – финноязычные народы: удмурты, коми, мордва, марийцы, карелы, эстонцы, финны. Но ведь языковая близость народов говорит об их когдатошнем едином происхождении, об их генетическом и историческом родстве.
Около 60% всех слов современного венгерского языка – финно-угорские по своему происхождению (остальные – заимствования из тюркских, славянских и других языков; много, в частности, иранских и немецких). Финно-угорскими являются такие базисные глаголы, как жить, есть, пить, стоять, идти, смотреть, давать и другие; многие слова, описывающие природу (например, небо, облако, снег, лед, вода), относящиеся к общинно-родо-племенной и генеалогической лексике.
По сей день венгры готовят свой знаменитый рыбацкий суп холасле так же, как делали и делают это ханты и манси – не удаляя кровь из рыбы. Ни у какого другого европейского народа вы этого не найдете; некоторые другие блюда у венгров готовятся так же, как это делают, например, коми или карелы (известно, что пища и ее приготовление относятся к самым консервативным сферам народной культуры).
Как же западносибирские угорские племена стали центральноевропейским народом, венгерской нацией?

Распад угорской общности

Многие реалии ранних этапов этнической и социально-политической истории мадьярского этноса очень гипотетичны до наших дней: источники немногочисленны и фрагментарны, первые письменные данные появляются лишь на исходе I тыс. н.э. Отсюда все оговорки – «возможно», «предположительно», «не исключено» и т.п.
Большинство исследователей сходится на том, что прародина уральских народов – это северная часть Западной Сибири, территория между Уральским хребтом и нижним течением Оби. В IV–III тыс. до н.э. протоуральская общность распалась; финно-угорские племена, отделившись от самодийских (будущих ненцев, энцев, нганасанов, селькупов и др.), заняли земли по обеим сторонам Уральских гор. Это были охотники, рыболовы, собиратели, которые пользовались каменными орудиями труда и оружием; но лыжи и сани уже были в их обиходе (об этом нам рассказывают наскальные рисунки, обнаруженные на Урале).
В современном венгерском языке слова, относящиеся к сфере охоты и рыболовства, – из самого древнего общеуральского пласта лексики. Предположительно в начале II тыс. до н.э. финно-угорские племена тоже начали расходиться, обосабливаться. Приблизительно в конце II – начале I тыс. до н.э. распалась до того времени более или менее единая угорская общность: предки мадьяр отделились от обских угров.
Постепенно они мигрируют в южную зону Западной Сибири, кочуют по обширной территории между р. Урал и Аральским морем. Здесь протомадьяры вступили в контакт с народами иранского происхождения (сарматами, скифами), под влиянием которых начали осваивать такие формы хозяйствования, как скотоводство и земледелие (венгерские слова, означающие лошадь, корова, молоко, войлок и ряд других из этой сферы, – ираноязычные по происхождению).
Особенно важную роль в жизни протомадьяр (включая их религиозные представления) начинает играть лошадь. Об этом свидетельствуют раскопки угорских захоронений, в частности такой многозначительный факт: в могиле богатого угра археологи почти непременно находят и останки коня, который должен был служить своему хозяину и в инобытии. Те же иранские народы, по-видимому, познакомили будущих венгров с металлами – медью и бронзой, а позднее и с железом.
Не исключено, что какое-то время они находились в сфере влияния Сасанидского Ирана. Возможный след этого этапа в исторической памяти венгров – легенды, которые говорят о том, что какие-то «родичи мадьяр живут в Персии». Этих-то сородичей искал в 1860-х годах в своих странствиях по Ирану и Средней Азии Арминий Вамбери, выдающийся венгерский путешественник и востоковед еврейского происхождения.
В степной зоне, на равнинах восточнее Южного Урала, мадьяры становятся кочевыми скотоводами (номадами), с примитивным земледелием и охотой в качестве подспорья в хозяйстве. В первые века н.э. они все еще живут здесь, но около середины I тыс. н.э. мигрируют на запад, на земли нынешней Башкирии или в бассейн нижнего течения Камы, переместившись, таким образом, в Европу (в левобережье Камы, в ее низовьях, были открыты древнемадьярские могильники).
Эта территория в венгерской исторической традиции называется «Magna Hungaria» – «Великая Венгрия». Память о далекой прародине сохранялась в венгерском народе в течение веков. В 30-х годах XIII века венгерский монах-доминиканец Юлиан отправился на ее поиски и отыскал-таки на Урале людей, понимавших его мадьярский язык, рассказал им о Венгерском королевстве на Дунае, проповедовал среди них христианство.
Однако вскоре «восточной Венгрии» не стало: земли уральских мадьяр были разорены сокрушительным татаро-монгольским нашествием во главе с Батыем. Часть мадьяр (молодых мужчин-воинов) была включена в армию завоевателей; остальное мадьярское население Приуралья (точнее, та его часть, что уцелела) постепенно смешалась с соседними народами, главным образом с башкирами, с которыми мадьяры были тесно связаны в течение предшествующих веков. Об этом свидетельствуют идентичные географические названия в Башкирии и современной Венгрии; что еще показательнее – три из семи мадьярских племен, пришедших на Дунай в конце IX века, имели те же названия, что и три из двенадцати известных науке башкирских родов. Кстати, в записках некоторых арабских путешественников XII века башкиры называются «азиатскими мадьярами».

Венгры вместо мадьяр

Между тем в VII–VIII веках происходило движение основной части мадьярских племен на запад, в причерноморские степи. Здесь они живут вперемежку с тюркоязычными булгарами, хазарами, оногурами, которые были более «продвинутыми» в социально-культурном отношении. От тюрков в мадьярский язык перешли слова, обозначающие такие понятия, как разум, число, закон, грех, достоинство, простить, писать; как плуг, серп, пшеница, бык, свинья, курица (и многие другие).
У мадьяр постепенно усложняются социальная структура, правовые нормы, религиозные представления. Частичное смешение с оногурами имело еще одно существенное следствие: кроме этнонима мадьяры (как издревле называлось одно из их племен, а также и вся соплеменность) у них появляется новый этноним – венгры: в европейских языках он происходит именно от этнонима оногуры: лат. ungaris, англ. hungarian(s), франц. hongroi(s), нем. ungar(n) и т.д. Русское слово «венгр» – заимствование из польского языка (wegier).
В раннесредневековых европейских текстах мадьяр называли turci или ungri (тюрки или оногуры). Именно так – ungri – они именуются в византийских хрониках от 839 года, где речь идет об участии мадьяр в болгаро-византийском конфликте 836–838 годов. В это время они проживали на землях между р. Дон и низовьями Дуная (эта территория называлась по-венгерски Этелькёз).
В середине VI века мадьяры вместе с оногурами, жившими тогда в низовьях Дона, были включены в Тюркский каганат. Через столетие они стали подданными Хазарского каганата, от власти которого мадьяры избавились около 830 года.
А миграция на запад продолжалась. В Приднепровье мадьяры-венгры живут по соседству со славянскими племенами. Их активно вовлекает в орбиту своего влияния Византия, они участвуют в ее войнах. В 894 году в союзе с Византией мадьяры совершили опустошительный набег на Болгарское царство на Нижнем Дунае. Но уже через год болгары в союзе с печенегами жестоко отомстили, разорив земли мадьяр и уведя в плен почти всех молодых женщин (мужчины в это время были в очередном походе).
Когда мадьярские дружины возвратились и увидели, что осталось от их страны, они решили уйти из этих мест. В конце IX века (895–896 годы) мадьяры переходят через Карпаты и оседают на землях по среднему течению Дуная. Вожди семи мадьярских племен связали себя и свои племена клятвенным договором о вечном союзе.
Х век, когда венгры завоевывали и осваивали новую территорию, в венгерской историографии торжественно называется временем «Обретения родины» (Нonfoglalas); так же называется и весь этот многотрудный, многокомпонентный процесс. Тогда же, в Х веке, у венгров появилась письменность на основе латиницы.
Именно здесь, на Среднем Дунае, был центр огромной, но очень непрочной державы гуннов, а позднее – Аварского каганата.

Особенно важную роль в жизни протомадьяр (включая их религиозные представления) играла лошадь.
Фото Reuters

Вслед за Аттилой

По легендам мадьяр, приход их предков на земли по Среднему Дунаю был отнюдь не случайным. В старинных мадьярских хрониках утверждается, что мадьяры – близкие родственники гуннов, так как прародителями этих народов были братья-близнецы Гунор и Магор (Мадьяр). В другом варианте легенды этим братьям удалось захватить двух дочерей аланского царя (аланы – один из ираноязычных сарматских народов): от них-то и произошли гунны, «они же венгры» (то есть здесь уже говорится об идентичности этих народов).
Есть даже легенда о том, что Аттила (?–453), знаменитый предводитель гуннского союза племен, был родоначальником мадьяр. По его, мол, следам и пришли мадьяры в конце IX века (напомню, что кочевой народ гунны сложился в первые века нашей эры в Приуралье из местных угров и сарматов и тюркоязычных хунну. Их массовое переселение на запад с 70-х годов IV века стало толчком к Великому переселению народов).
Венгерские историки, как и все другие, отклоняют допущение о мадьярско-гуннском родстве. Некоторые венгерские ученые считают, что отдельные группы мадьяр откочевали в карпато-дунайский регион еще в VII веке, так что спустя два века мадьярские племена шли на запад по пути их сородичей-первопроходцев.
В Х веке мадьяры на земле Среднего Подунавья становятся оседлым народом. Хорошо организованные, с огромным военным опытом, они сравнительно легко и быстро подчинили себе местное население – славян и тюрок, смешались с ними, переняли очень много из их хозяйственной, социальной, бытовой культуры. Так, очень много слов в венгерском языке, которые относятся к земледельческому труду, жилищу, пище, быту, – славянского происхождения. К примеру, эбед (обед), вачора (ужин, вечеря), удвар (двор), ведер (ведро), лопат (лопата), касза (коса), сзена (сено), почти идентично со славянскими звучат слова «кукуруза», «капуста», «репа», «каша», «жир», «шапка», «шуба» и многие другие.
Однако венгры не только сохранили свой язык (точнее, основной словарный состав и грамматику), но и навязали его подчиненному населению. Считается, что пришедших на Дунай венгров было 400–500 тыс.; в X–XI веках они ассимилировали около 200 тыс. человек. Так формировался венгерский этнос, который в 1000 году создал свое государство – раннефеодальное королевство Венгрия. Помимо территории современной Венгрии в него входили земли нынешних Словакии, Хорватии, Трансильвании и ряд других придунайских областей.

Венгерские короли

Арпад, вождь племени медьер, сильнейшего из семи племен, стал первым королем и основателем династии Арпадовичей (1000–1301); имя его племени перешло на весь народ. Между тем все новые этнические группы приходили на земли королевства. В XI веке венгерские властители разрешили селиться здесь тюркам-печенегам, которых изгнали из Северного Причерноморья половцы (тоже тюрки по языку); а в XIII веке уже половцы бежали в придунайские долины от монгольского нашествия (часть их позднее перебралась в Болгарию и другие страны). До сих пор в венгерском народе сохраняется этнографическая группа палоцей – потомки тех самых половцев.
Венгерские короли имели свой резон для такого «гостеприимства» – им нужны были храбрые, преданные, обязанные им воины (которыми охотно становились мужчины – печенеги и половцы) – как для отражения внешних угроз, так и для усмирения крупных феодалов внутри государства. Кочевников же привлекали сюда придунайские степные просторы, знаменитая пушта.
В XI веке (при короле Иштване Святом) венгры приняли христианство (католицизм). В XVI веке, в процессе Реформации, часть венгров стали протестантами, кальвинистами в основном, и лютеранами.
В Средневековье были периоды, когда Венгерское королевство становилось одной из самых сильных, крупных, влиятельных стран Европы. При короле Матьяше Корвине (вторая половина XV века, время расцвета средневековой Венгрии) в стране проживало около 4 млн. человек, из них не менее 3 млн. венгров. Население росло как за счет выходцев из европейских стран (немцев, французов, валлонов, итальянцев, валахов), так и переселенцев с востока (цыган, ираноязычных аланов-ясов, разных тюркоязычных групп). Значительная часть их была ассимилирована венграми.
Разумеется, совместная – в составе одного государства, одной страны – жизнь с разными по культуре и языку народами сказывалась и на культуре и языке основного народа. Очень сложная этническая история Венгрии и венгров, особенности природных условий разных регионов страны обусловили формирование ряда субэтнических и этнографических групп в составе венгерского народа.
Тысячелетия миграций, смешение с многими народами в разных регионах Евразии не могли не сказаться на антропологическом типе мадьяр. Сегодняшние венгры относятся к среднеевропейской расе большой европеоидной расы, лишь у небольшой их части отмечается монголоидная примесь. Но их предки – угры, которые когда-то ушли из Западной Сибири, имели многие (и выраженные) монголоидные черты. В своем долгом пути на запад мадьяры теряли их, смешиваясь с европеоидными племенами. Ко времени их прихода на Дунай они были уже вполне европеоидами: это демонстрируют венгерские могильники Х века на Среднем Дунае.
Однако какую одиссею во времени и в пространстве проделали мадьяры, пока обрели, уже навсегда, свою нынешнюю родину… Как много этносов и этнических групп, кроме самих мадьяр, с их культурами и языками, внешними особенностями и ментальностями (и т.д. и т.д.) «работали» в течение многих веков, чтобы в итоге появился, «получился» венгерский народ – трудолюбивый, красивый, талантливый, создавший прекрасную страну, столица которой, Будапешт, стоящий на обоих берегах голубого Дуная, по праву считается одним из самых красивых городов мира. Народ, давший человечеству великих композиторов и музыкантов Ференца Листа и Белу Бартока, великих поэтов Шандора Петефи и Яноша Араня, многих других замечательных людей.
В завершение – резюме, которое сделал, итожа очень интересные заметки о венграх и их языке (в одной из своих книг о народах мира), большой знаток этого народа и этого языка (как и многих других народов и языков), талантливый этнограф, писатель и научный журналист Лев Минц (увы, ушедший от нас в последний ноябрьский день 2011 года): «…Венгры – народ, происшедший от разных племен и народов. Один из них – очень важный, конечно – кочевники-мадьяры, пришедшие с востока и принесшие свой язык (…), как мельничный жернов, перемоловший корни и слова других языков (…) Перемолотые суровой угро-финской грамматикой, они стали совершенно венгерскими. Но не меньше предков нынешних венгров ни из какой Великой Венгрии не приходили: они жили здесь задолго до того, как конь праотца Арпада испил воды из Дуная.
Но все они – плюс множество еще компонентов – вместе венгры потому, что считают себя таковыми и другие их считают венграми. Все ведь сложно в этом мире. Этногенез венгров тут не исключение».
Лев Миронович цитат, особенно длинных, не любил. Но мне захотелось, в память об этом очень незаурядном человеке и хорошем товарище, закончить данный текст его словамиhttp://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode   http://www.ng.ru/science/2012-03-28/13_vengria.html
Подробнее:http://www.ng.ru/science/2012-03-28/13_vengria.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий