Афганистан и Узбекистан завершили работу над договоренностями, которые охватывают сферы энергетики, транспорта и торговли. По итогам личной встречи и. о. министра иностранных дел Афганистана Мохаммад Ханифа Атмара с узбекским коллегой Абдулазизом Камиловым было объявлено, что Ташкент обеспечит нужды Кабула в том, что касается источников электроэнергии. Инициатива последовала после прекращения соответствующих поставок из Таджикистана. Ситуация вокруг этой проблемы накануне стала свидетельством того, что афганские жители рассчитывают в некоторых кризисных ситуациях на руководство других стран больше, чем на свое.
По словам Атмара, накануне была завершена работа над соглашениями с Узбекистаном «по импорту электроэнергии, соединению региона и железнодорожным проектам, расширению торговли и транзита между двумя странами и взаимодействию с другими региональными партнерами». Шеф афганской дипломатии подчеркнул: официальный Кабул рассчитывает на помощь Ташкента и других региональных столиц в том числе в сфере безопасности, потому что, по его словам, терроризм представляет собой серьезную угрозу «всем пяти странам региона, а также Китаю, России, Индии, Ирану и Пакистану». В связи с этим Атмар выразил надежду на то, что свой вклад в обеспечение мира в Афганистане сделают все страны Центральной Азии.
Перебои с электроэнергией
Проблема в сфере электроэнергетики обострилась для Афганистана после того, как в конце июля Таджикистан прервал поставку ресурсов соседним странам. «Поставка электроэнергии, производимой в Таджикистане, в соседние страны - Узбекистан и Афганистан - прекращена в связи с сокращением водных запасов страны для ее производства», – пояснил тогда пресс-секретарь Открытой акционерной холдинговой компании «Барки точик» Нозир Едгори. По его словам, поставка прекращена раньше тех сроков, которые установлены международными договорами с этим странами: подобное решение было принято в связи со сложившейся ситуацией и по распоряжению властей республики для обеспечения электроэнергией населения Таджикистана.
Этому предшествовало обращение правительства Таджикистана к своему населению, в котором содержался призыв с пониманием отнестись к вводимым ограничениям в сфере подачи электроэнергии – для резервирования нужного количества воды в Нурекском водохранилище. Уровень воды в нем, по официальным данным, уменьшился на 17 метров. В заявлении отмечалось, что снижение водных запасов обусловлено климатическими изменениями, что может привести к проблемам с энергоснабжением в осенне-зимний период. Тем не менее, в настоящее время приток воды в Нурекском водохранилище поднимается ежедневно на 70-80 см, что внушает надежду на то, что местным властям удастся избежать масштабных осложнений.
Надежда на соседей
Телефонный разговор между лидерами Афганистана и Таджикистана Ашрафом Гани и Эмомали Рахмоном на эту тему состоялся 21 августа. В ходе беседы главы двух государств отметили, что в настоящее время важно укрепить сотрудничество по всем направлениям, в том числе в сфере электроэнергетики. Акцент, как сообщалось, президенты сделали на осуществлении энергетического проекта CASA-1000. Этот план, стоимость которого составляет около 1,2 млрд долларов, был запущен четыре года назад. CASA-1000 предполагает расширение линий электропередач для транспортировки избыточной гидроэлектроэнергии из Таджикистана и Кыргызстана в Афганистан и соседней с ним Пакистан.
За два дня до телефонного разговора с Гани президент Таджикистана совершил визит в область Дарваз, который стал избыточной иллюстрацией накопившихся в Афганистане проблем с ресурсами. Узнав о приезде Эмомали Рахмона, по ту сторону реки Пяндж на таджикско-афганской границе собрались граждане Афганистана, которые захотели лично поговорить с таджикским лидером. Беседа была недолгой и велась через громкоговоритель. Афганцы просили Рахмона помочь в решении таких проблем, как нехватка питьевой воды, отсутствие связи, автомобильных дорог. Но главной просьбой было обеспечить регион электроэнергией. Президент Таджикистана пообещал решить этот вопрос, но в рамках партнерства с афганским правительством.
Региональная ответственность
На страны Центральной Азии, безусловно, влияет то, что происходит в Афганистане, однако они не могут способствовать разрешению афганских проблем в равной степени – из-за ограниченных возможностей. Так, Таджикистан и Киргизия обладают слабой экономикой и крайне нестабильной политической системой. Туркменистан не столько активен с точки зрения внешней политики. Узбекистан, в свою очередь, имеет все возможности для помощи Афганистану – из-за географического положения и имеющихся у него ресурсов. Кроме того, приход в 2016 году к власти президента Шавката Мирзиеева ознаменовал перемену в позиции республики по афганскому кризису и сделал возможным укоренение взгляда на Афганистан как на часть Центральной Азии.
Именно в связи с этим Узбекистан рассматривался в числе возможных площадок для проведения одного из этапов афганского внутригражданского диалога, который, если полагаться на уверения официального Кабула, должен начаться уже на следующей неделе. Главной интригой сейчас остается не только то, смогут ли афганские власти и движение «Талибан» (запрещено в РФ) беспрепятственно сесть за стол переговоров, но и то, будут ли в состоянии соседи Афганистана сформировать эффективную модель контроля над ситуацией в сфере безопасности после того, как США завершат вывод войск из Исламской Республики. Этот вопрос, безусловно, адресован и Узбекистану. Граждане Афганистана, судя по всему, не возлагают больших надежд на Кабул.
Комментариев нет:
Отправить комментарий