Укрепление рубля в апреле и мае больно ударило по «денежной подушке» правительства России, которое хранит резервы в иностранной валюте. |
Падение курса доллара на 10 рублей, а евро - на 9 рублей отрезало больше триллиона рублей от Фонда национального благосостояния, где к началу кризиса удалось накопить 150 млрд долларов нефтегазовых доходов.
На 1 июня общий размер ФНБ составлял 12,161 триллиона рублей, отчитался Минфин в докладе о состоянии суверенных фондов.
Из этой суммы, впрочем, треть уже потрачена. 2,162 трлн рублей вложены в контрольный пакет акций Сбербанка, 540,6 млрд рублей выделены на поддержку ВЭБа (в виде депозитов под льготную ставку), 138,4 млрд рублей - на помощь ВТБ и Газпромбанку, 3 млрд долларов сгинуло в еврооблигациях Украины, купленных за два месяца до бегства из страны Виктора Януковича. Наконец, 222,2 млрд рублей и 4,1 млрд долларов освоены в рамках «самоокупаемых инвестиционных проектов».
Свободных средств в фонде осталось на 8,205 триллиона рублей, следует из данных Минфина. Это 53,4 млрд долларов, 46 млрд евро и 8,9 млрд фунтов стерлингов, размещенных на валютных счетах в ЦБ.
За май резервы правительства похудели на 712 млрд рублей. Причем, потрачено на покрытие дефицита федерального бюджета было лишь 193,1 млрд рублей, остаток - 519 млрд рублей - Минфин потерял на падении курсов валют.
На 1 апреля тот же объем валютных запасов (115,9 млрд долларов в пересчете по курсу) стоил 9,152 триллиона рублей. Таким образом, за два месяца крепкий рубль «съел» 947 млрд рублей накоплений правительства.
С начала июня доллар упал еще на 1,8 рубля, а евро - на 64 копейки, что принесло Минфину дополнительно 263 млрд рублей убытка на курсовых разницах. Накопленные потери с конца марта достигли 1,21 триллиона рублей. На 18.47 мск понедельника американская валюта на МосБирже стоит 68,38 рубля, а европейская - 77,2625 рубля.
Правительство продает валюту на МосБирже, компенсируя бюджету потерю нефтяных доходов: 77,8 млрд рублей в марте, 193,1 млрд - в апреле. На июнь запланированы интервенции на сумму 203,7 млрд рублей.
Деньги ФНБ покрывают «дыру» в бюджетной системе, которая, по оценке МЭР, достигнет 8,5% ВВП, но чем выше забираются нефтяные котировки - тем меньше валюты Минфин должен продавать.
Если же цены закрепятся выше 42,4 доллара за бочку, согласно бюджетному правилу, расходование фонда нужно прекратить и возобновить накопление резервов. Впрочем, такой сценарий, похоже, не входит в планы Минфина и ЦБ, которые без огласки решили «модифицировать» бюджетное правило.
На пресс-конференции в пятницу, 5 июня, глава центробанка Эльвира Набиуллина не дала прямого ответа на вопрос, вернется ли регулятор к скупке валюты при нефти дороже «цены отсечения», сигнализируя, что Минфин будет компенсировать выпадающие доходы не только от снижения нефтяных котировок, но и от сокращения объемов добычи в рамках ОПЕК+.
С мая, напомним, Россия должна на 23% уменьшить производство нефти. Таким образом, даже при ценах в 40 долларов за баррель Urals, фактическая выручка бюджета будет такой же, как при 32.
Материалы по теме
Комментариев нет:
Отправить комментарий