В правительстве спорят, откуда взять для него деньги в 2016 году
01.06.2015
Дмитрий Медведев в пятницу поручил Минфину, Минэкономики и Минтруду проработать возможность финансирования дефицита бюджета Пенсионного фонда (ПФР) из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Глава Минфина Антон Силуанов, впрочем, уже заявил о необходимости расходовать только средства Резервного фонда — ФНБ, по мнению Минфина, может быть потрачен на эти цели только через год и при условии немедленного повышения пенсионного возраста.
Правительство может потратить часть средств ФНБ на финансирование дефицита бюджета ПФР в 2016 году. В пятницу Белый дом опубликовал список поручений премьер-министра Дмитрия Медведева ведомствам для формирования бюджетных проектировок на 2016 год — этот вопрос будут изучать Минфин, Минэкономики и Минтруд. Также глава правительства поручил ведомствам дополнительно проработать расчеты объема трансферта бюджету ПФР. Кроме того, министерства, как уже раньше писал "Ъ", будут пересматривать порядок индексации в 2016 году зарплат и социальных выплат и систему предоставления мер соцподдержки с учетом принципов адресности и нуждаемости (подробнее см. "Ъ" от 25 мая). Министр финансов Антон Силуанов, впрочем, уже сообщил, что пока средства ФНБ стоит задействовать в инфраструктурных проектах, а дефицит бюджета ПФР можно будет покрыть за счет Резервного фонда.
Предложение "распечатать ФНБ", причем в целях, исходно декларировавшихся при его создании (напомним, ФНБ создавался под названием "Фонд будущих поколений" для поддержки пенсионной системы, но затем был переименован в "Фонд национального благосостояния"), для Минфина означает предложение в меньшей, чем предполагается сейчас, степени сокращать социальные расходы 2016 года. Любая сумма, потраченная на трансферт из ФНБ, означает снижение финансирования из Резервного фонда.
При этом Минфину предлагается де-факто рассмотреть вопрос о смене модели работы двух суверенных фондов, складывавшейся в 2012-2014 годах: тогда было негласно определено, что Резервный фонд — это высоколиквидный, фактически денежный резерв федерального бюджета, а ФНБ — инвестиционные средства, которые предоставляются на возвратной основе. Трансферт же ПФР из ФНБ, очевидно, не предполагает возвращения этих денег в фонд.
Заявление главы Минфина в целом в очередной раз подтверждает намерение финансово-экономического блока правительства рассматривать социальные расходы в качестве второстепенных и реформировать их на фоне возникших бюджетных ограничений в первую очередь.
Сколько конкретно средств фонда может потребоваться на трансферт ПФР из-за необходимости по-новому рассчитать его размер, пока неизвестно. Источник "Ъ" в социальном блоке отмечает, что разница между двумя вариантами объема трансферта может составлять 100-200 млрд руб., так как правительство еще не решило вопрос об индексации в следующем году пенсионных выплат. Минфин, напомним, в очередной раз предложил индексировать их только с учетом доходов самого фонда — сейчас ежегодная переоценка пенсий учитывает не только их объем, но и уровень инфляции. Кроме того, вполне вероятно, по оценке собеседника "Ъ", что из средств ФНБ будет предложено компенсировать только те доходы ПФР, которые в следующем году выпадут из-за отмены моратория на перевод средств накопительной пенсии в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). "Если будет принято такое решение, в 2016 году из бюджета фонда понадобится около 350 млрд руб.",— отмечает источник "Ъ". В таком случае отказ Минфина выделять средства фонда, как говорит собеседник "Ъ", может позволить социальному блоку правительства снова поднять вопрос о необходимости "заморозить" или исключить накопительный элемент из системы обязательного страхования, аргументируя это уже только потребностями бюджетной экономии.
Еще одним элементом торга об объеме социальных расходов между ведомствами может стать вопрос о повышении пенсионного возраста. Как заявила замминистра финансов Татьяна Нестеренко, средства ФНБ могут быть использованы для финансирования пенсий в 2017-2018 годах, однако только одновременно с изменением возраста выхода на пенсию. "Тогда риски пенсионной системы постепенно уменьшаются, и мы можем тратить ФНБ, понимая, что в горизонте дефицит пенсионного фонда у нас будет уменьшаться",— отметила она. В 2016 году госпожа Нестеренко, по-видимому, также предлагает тратить деньги только Резервного фонда- вероятность того, что в ходе бюджетного процесса Минфин потребует повысить пенсионный возраст в обмен даже на эти средства уже в следующем году, достаточно высока.
Анастасия Мануйлова, Дмитрий Бутрин
http://www.kommersant.ru/doc/2738810
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
Дмитрий Медведев в пятницу поручил Минфину, Минэкономики и Минтруду проработать возможность финансирования дефицита бюджета Пенсионного фонда (ПФР) из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Глава Минфина Антон Силуанов, впрочем, уже заявил о необходимости расходовать только средства Резервного фонда — ФНБ, по мнению Минфина, может быть потрачен на эти цели только через год и при условии немедленного повышения пенсионного возраста.
Правительство может потратить часть средств ФНБ на финансирование дефицита бюджета ПФР в 2016 году. В пятницу Белый дом опубликовал список поручений премьер-министра Дмитрия Медведева ведомствам для формирования бюджетных проектировок на 2016 год — этот вопрос будут изучать Минфин, Минэкономики и Минтруд. Также глава правительства поручил ведомствам дополнительно проработать расчеты объема трансферта бюджету ПФР. Кроме того, министерства, как уже раньше писал "Ъ", будут пересматривать порядок индексации в 2016 году зарплат и социальных выплат и систему предоставления мер соцподдержки с учетом принципов адресности и нуждаемости (подробнее см. "Ъ" от 25 мая). Министр финансов Антон Силуанов, впрочем, уже сообщил, что пока средства ФНБ стоит задействовать в инфраструктурных проектах, а дефицит бюджета ПФР можно будет покрыть за счет Резервного фонда.
Предложение "распечатать ФНБ", причем в целях, исходно декларировавшихся при его создании (напомним, ФНБ создавался под названием "Фонд будущих поколений" для поддержки пенсионной системы, но затем был переименован в "Фонд национального благосостояния"), для Минфина означает предложение в меньшей, чем предполагается сейчас, степени сокращать социальные расходы 2016 года. Любая сумма, потраченная на трансферт из ФНБ, означает снижение финансирования из Резервного фонда.
При этом Минфину предлагается де-факто рассмотреть вопрос о смене модели работы двух суверенных фондов, складывавшейся в 2012-2014 годах: тогда было негласно определено, что Резервный фонд — это высоколиквидный, фактически денежный резерв федерального бюджета, а ФНБ — инвестиционные средства, которые предоставляются на возвратной основе. Трансферт же ПФР из ФНБ, очевидно, не предполагает возвращения этих денег в фонд.
Заявление главы Минфина в целом в очередной раз подтверждает намерение финансово-экономического блока правительства рассматривать социальные расходы в качестве второстепенных и реформировать их на фоне возникших бюджетных ограничений в первую очередь.
Сколько конкретно средств фонда может потребоваться на трансферт ПФР из-за необходимости по-новому рассчитать его размер, пока неизвестно. Источник "Ъ" в социальном блоке отмечает, что разница между двумя вариантами объема трансферта может составлять 100-200 млрд руб., так как правительство еще не решило вопрос об индексации в следующем году пенсионных выплат. Минфин, напомним, в очередной раз предложил индексировать их только с учетом доходов самого фонда — сейчас ежегодная переоценка пенсий учитывает не только их объем, но и уровень инфляции. Кроме того, вполне вероятно, по оценке собеседника "Ъ", что из средств ФНБ будет предложено компенсировать только те доходы ПФР, которые в следующем году выпадут из-за отмены моратория на перевод средств накопительной пенсии в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). "Если будет принято такое решение, в 2016 году из бюджета фонда понадобится около 350 млрд руб.",— отмечает источник "Ъ". В таком случае отказ Минфина выделять средства фонда, как говорит собеседник "Ъ", может позволить социальному блоку правительства снова поднять вопрос о необходимости "заморозить" или исключить накопительный элемент из системы обязательного страхования, аргументируя это уже только потребностями бюджетной экономии.
Еще одним элементом торга об объеме социальных расходов между ведомствами может стать вопрос о повышении пенсионного возраста. Как заявила замминистра финансов Татьяна Нестеренко, средства ФНБ могут быть использованы для финансирования пенсий в 2017-2018 годах, однако только одновременно с изменением возраста выхода на пенсию. "Тогда риски пенсионной системы постепенно уменьшаются, и мы можем тратить ФНБ, понимая, что в горизонте дефицит пенсионного фонда у нас будет уменьшаться",— отметила она. В 2016 году госпожа Нестеренко, по-видимому, также предлагает тратить деньги только Резервного фонда- вероятность того, что в ходе бюджетного процесса Минфин потребует повысить пенсионный возраст в обмен даже на эти средства уже в следующем году, достаточно высока.
Анастасия Мануйлова, Дмитрий Бутрин
http://www.kommersant.ru/doc/2738810
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
Комментариев нет:
Отправить комментарий