В 1990-е годы они создали много проблем предпринимателям
22.09.2014
Поделиться8
Для пополнения бюджетов правительство нашло чисто русский путь
Фото: Andrey Rudakov / Bloomberg
ПОЧЕМ МОСКВА
Расчеты Минфина делались так. Введение сборов для такси может принести около 8 млрд руб. в год, если будет установлена ставка сбора в 500 руб. в день (такую сумму можно собрать с около 45 000 легальных такси). Сумма сбора за туризм может составить 1,2 млрд руб. при ставке сбора в 100 руб. за каждые полные и неполные сутки в гостинице при условии, что каждый турист проведет в среднем трое суток (всего в Москву приезжает около 4 млн туристов в год). Самый большой потенциал — у сбора в розничной торговле. Совокупный оборот в Москве — 6,75 трлн руб., участники рынка, на долю которых приходится около 30% выручки (в основном крупные сети), уплачивают налог на прибыль в размере 0,8-1% от выручки (все остальные — гораздо меньше). Если ставки сбора установить на уровне, обеспечивающем уплату в 0,8% от выручки, то доходы составят 37,8 млрд руб., подсчитал Минфин.
Эта публикация основана на статье «Бизнес за все заплатит» из газеты «Ведомости» от 22.09.2014, №175 (3679).
Регионам будет предоставлено право вводить специальные сборы, заявил на Сочинском форуме премьер Дмитрий Медведев: за право заниматься торговлей, оказывать услуги общественного питания, такси и туристические. Правительство отказалось от налога с продаж, заявил также Медведев.
Сборы могут появиться уже в 2015 г. — Минфин готовит поправки в Налоговый кодекс, сообщил министр финансов Антон Силуанов. Это предварительные предложения Минфина, считает министр экономического развития Алексей Улюкаев, он сам относится к идее осторожно, как к дополнительной нагрузке на предпринимателей. Если премьер сказал, значит, решение принято, констатирует пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова.
Регионам нужно формировать собственную доходную базу, говорят чиновники, эти сборы — альтернатива налогу с продаж. И они не должны повлиять на инфляцию, заверил Силуанов.
Деньги поступят в бюджеты муниципалитетов, предлагается дать местным властям широкие полномочия по определению ставок, ограничен будет лишь верхний предел, говорит чиновник Минфина. Ставки могут быть и в рублях в зависимости от натуральных показателей, характеризующих доходность бизнеса, объясняет он. Например, для сбора за право розничной торговли — площадь торгового зала и месторасположение объекта. Для общепита — площадь зала, количество мест и месторасположение. За право перевозок общественным транспортом — в рублях за один автомобиль. Для сбора за проживание в гостиницах определенного класса — в рублях за один день (см. врез на стр. 05). Принцип тот же, что и при ЕНВД, объясняет управляющий партнер «Пепеляев групп» Сергей Пепеляев.
Эти сборы принесут меньше, чем налог с продаж, оценивает Силуанов: не 200 млрд руб. в год, а 50-70 млрд. Эти 200 млрд руб. были нереалистичной оценкой, признавали чиновники: из-за низкой собираемости заработали бы только крупные города, доходы не превысили бы 30 млрд руб.
Новые платежи будет собирать проще, чем налог с продаж, рассчитывают чиновники. «Основная идея в том, чтобы это были именно сборы, а не налоги: не уплатил — нет права на осуществление деятельности», — объясняет директор налогового департамента Минфина Илья Трунин. Если водитель не сможет показать инспектору ГАИ действующий документ об уплате сбора, инспектор может снять номера, приводит пример Трунин. Или если сотрудник органа контроля за потребительским рынком узнал, что магазин работает без уплаты сбора, у него должны быть полномочия приостановить его работу, продолжает он: по аналогии со сборами за водные или биологические ресурсы.
Сборы уже существовали в России в середине 1990-х гг. — под лозунгом «берите столько суверенитета, сколько сможете» регионы вводили самые экзотические налоги, вспоминает Пепеляев: за местную футбольную команду, сбор за использование иностранных слов в заголовках, сбор за погребение (за крематорий сборов не было).
Больших доходов они не давали, но были раздражающими для предпринимателей, подхватывает аналитик S&P Карен Вартапетов, поэтому в 1999-2000 гг. большая их часть была заменена налогом с продаж, который отменили с 2004 г. С одной стороны, сборы увеличат финансовую гибкость регионов — сейчас у них почти нет источников, по которым они могут менять ставку и базу, с другой стороны, доходы не будут значительными, считает Вартапетов, как и в случае с налогом с продаж, проблемы слабых регионов эти деньги точно не смогут решить. В 2000-х гг. доля местных налогов и сборов составляла 6,5% доходов в среднем по регионам и 9% — бюджета Москвы, приводит данные он, но прямые сравнения некорректны, структура доходов регионов менялась.
Решение о введении сборов должно быть принято после консультаций с бизнесом: нужно понять, увеличит ли это доходы или приведет к уходу бизнеса в тень и снижению его оборотов, подчеркивает министр экономического развитияРостовской области Александр Левченко.
Сборы сверх существующих налогов будут слишком большой нагрузкой, предупреждает представитель Торгово-промышленной палаты Татарстана: в Татарстане, к примеру, местные власти вводили патентную систему налогообложения для малого бизнеса с разбивкой по отраслям (автотранспорт, парикмахерские и т. д.) — с ростом ставки количество пользовавшихся этой системой сократилось в 6 раз до 600.
Туристического сбора у нас еще не было, но он существует во многих странах, поэтому почему бы не попробовать, говорит чиновник Минфина. Это нормальная практика во всем мире, подтверждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы: в каждом городе существуют свои ставки платежей и сборов, например туристических.
Сборы все же более позитивны, чем налог с продаж, оптимистичен председатель координационного совета Союза независимых сетей (объединяет более 70 региональных сетей с оборотом около 220 млрд руб.) Олег Пономарев: «С рынка могут уйти как раз недобросовестные игроки, отрасль в целом выиграет».
Сборы хуже, возражает Пепеляев: по налогу с продаж — фиксированные 3%, а сбор будет для всех разным, он зависит от различных критериев, что увеличит непредсказуемость. Центру следовало бы более четко прояснить, какие критерии определения сборов будут применяться, предупреждает он.
Сейчас Минфин, Минэкономразвития и ФНС обсуждают эти критерии — сегмент рынка, формат магазина, рентабельность, оборот или торговая площадь, рассказывает сотрудник розничной сети, участвующей в обсуждениях с чиновниками: «Нельзя однозначно приравнивать большие торговые площади к большой прибыли, все зависит от сегмента рынка, маржинальность продаж одежды, продовольствия, электроники разная».
Чиновники обсуждают сейчас новую практику — обеспечить охват налогами именно небольших и средних компаний, занижающих налоговую базу, а не крупных сетей, утверждает он. Критерии ставки сборов в любом случае должны остаться компетенцией регионов, указывает чиновник Минфина.
При введении сборов не придется преодолевать сопротивление крупных торговых сетей, АЗС и других серьезных игроков рынка, рассуждает партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин, малый бизнес лоббистским ресурсом не обладает. Сборы не так влияют на инфляцию, как налоги, согласна Суслина: налог с продаж платится ежемесячно, его размер зависит от выручки, поэтому магазины его тут же перекладывают на потребителей, а сбор — единоразовый и фиксированный, нагрузка на предпринимателей не очень большая, если и транслируется в цены, то не полностью. Хотя все будет зависеть от ставок и масштабов действия сборов, заключает она.
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
http://www.vedomosti.ru/politics/news/33685801/biznes-za-vse-zaplatit
Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/politics/news/33685801/biznes-za-vse-zaplatit#ixzz3E0r0n630
Комментариев нет:
Отправить комментарий