суббота, 20 сентября 2014 г.

Еврокомиссия обрела лица






Оглашён будущий состав Еврокомиссии: в ноябре Европарламенту предстоит утвердить семерых заместителей Жана-Клода Юнкера (Jean-Claude Juncker) и двадцать новых еврокомиссаров.




Избранный в середине июля на пост председателя Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер представил её будущий состав. В ноябре должны приступить к работе новые еврокомиссары, чьи имена обнародованы на официальном сайте организации. Юнкер заметно переформировал состав Еврокомиссии, сохранив при этом определённую кадровую преемственность: в его команде есть как новые, так и хорошо известные лица. Не обошлось и без неожиданностей. Первым делом бывший премьер-министр Люксембурга усилил иерархические структуры в подотчётной организации, назначив сразу семерых вице-председателей. Им предстоит координировать и регулировать работу остальных комиссаров, а самими заместителями Юнкера будет управлять его «правая рука» голландец Франс Тиммерманс (Frans Timmermans), ставший первым вице-председателем Еврокомиссии – официально он будет отвечать за координацию её работы на межведомственном уровне. Представлять Евросоюз на внешнеполитическом уровне будет итальянка Федерика Могерини (Federica Mogherini): её незначительного опыта работы на посту министра иностранных дел Италии – она пришла в большую политику только в 2014 году – должно хватить на всю единую Европу.

В составе Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера насчитывается двадцать комиссаров. Особое удивление в Германии вызывает кандидатура нового руководителя европейских финансов и экономики, налогов и таможенных сборов: человеком, который получит значительное влияние на бюджетную политику всех стран Евросоюза, должен стать бывший министр финансов Франции Пьер Московичи (Pierre Moscovici). Многие немецкие политики уверены, что на такой пост, в принципе, не может претендовать человек, который завёл собственную страну в долговую яму – Франция, как известно, никак не может преодолеть последствия финансового кризиса. Из сферы ответственности Московичи будут исключены финансовые услуги: ими, а также финансовой стабильностью и рынками капитала должен заведовать представитель Великобритании лорд Джонатан Хилл (Lord Jonathan Hill). Его назначение считается уступкой со стороны Евросоюза, сделанной ради того, чтобы предотвратить выход Соединённого Королевства из его состава. Дебаты по этому поводу – важная составляющая британской политики последних лет, и передача такого поста человеку, который выступал бы за регулирование рынков, могла быть воспринята как очередной аргумент в пользу отделения. Назначение лорда Хилла вызвало острые комментарии со стороны немецких политиков. Британец долгое время лоббировал интересы лондонских финансистов, и его предстоящая работа в качестве куратора финансовых вопросов Евросоюза сродни «назначению лисы следить за курятником», считают в Германии.

Немецкий еврокомиссар Гюнтер Эттингер (Günther Oettinger) останется в Брюсселе ещё на пять лет: в новом составе Еврокомиссии баден-вюртембергский политик, ранее отвечавший за вопросы энергетики, получил пост комиссара по вопросам цифровой экономики. Это – явное понижение статуса, учитывая, что сам Эттингер надеялся возглавить комиссариат по вопросам международной торговли и влиять на переговоры по заключению Трансатлантического соглашения о свободной торговле между США и ЕС, за что выступала и канцлер ФРГ Меркель (Angela Merkel). К тому же Гюнтер Эттингер лишился поста вице-председателя Еврокомиссии. Энергетикой ЕС вместо немецкого комиссара теперь займётся Аленка Братушек (Alenka Bratušek), немногим более года продержавшаяся на посту премьер-министра Словении.

Важным считается назначение датчанки Маргрете Вестагер (Margrethe Vestager) на пост еврокомиссара по вопросам конкуренции, который несёт ответственность за состояние внутреннего рынка Евросоюза. Предшественник Вестагер в этой роли испанец Хоакин Альмуния (Joaquín Almunia) проводил жёсткую антимонопольную политику, не опасаясь противостояния с такими гигантами, как Google или Microsoft. Продолжить схватку с корпорациями предстоит матери троих детей, возглавлявшей в Копенгагене министерство экономики и внутренних дел.

Не менее спорным, чем назначение британского лорда, представляется включение в состав Еврокомиссии испанца Мигеля Ариаса Каньете (Miguel Arias Cañete): бывшему министру сельского хозяйства в правительстве Мариано Рахоя (Mariano Rajoy) предстоит курировать вопросы климата и энергетической политики, которыми ранее занимался Гюнтер Эттингер. До 2012 года Каньете был президентом нефтяной компании Petrolífera Ducar, с переходом на работу в правительство фирму возглавил его родственник, а сам Каньете остаётся держателем значительного пакета её акций, что в своё время скрыл от испанского парламента. Близость будущего еврокомиссара к нефтяному лобби возмущает не только экологистов. Уже в качестве министра сельского хозяйства Каньете активно лоббировал интересы крупного бизнеса, выступая за введение запрета на использование многоразовой тары для оливкового масла. В целом потенциальное назначение Мигеля Ариаса Каньете еврокомиссаром по вопросам климата и энергетической политики ряд комментаторов считают «худшим из возможных вариантов».

Кандидатуры, названные Жаном-Клодом Юнкером, теперь предстоит утвердить Европарламенту. Прежде будущие еврокомиссары должны пройти собеседования в профильных комитетах, где, в частности, будут проверяться их компетентность и неподкупность. Отвергнуть непригодных кандидатов Европарламент не может – голосование проводится не по отдельным персонам, а по всему составу Еврокомиссии. Однако в 2004 и 2009 году недовольства депутатов Европарламента хватило, чтобы те номинанты, которых подозревали в слишком тесных контактах с крупным бизнесом или мафиозными структурами, покинули список будущих еврокомиссаров до голосования: вполне вероятно, та же история с ключевыми назначениями повторится и в 2014 году.
Пётр Левский
http://www.rg-rb.de/index.php?option=com_rg&task=item&id=14663&Itemid=13

http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

Комментариев нет:

Отправить комментарий