00:29 31.10.2013
АФГАНИСТАН: КТО ВЗРАЩИВАЕТ БУРЮ?
В Афганистане определены кандидаты, которые будут бороться за президентское кресло в апреле следующего года. Большинство из них крепко связаны с оккупационными силами, но имеют минимальную поддержку среди народа. Авторитет центральной власти в стране упал до минимума, что в свете вывода большей части западных войск грозит Афганистану новым витком гражданской войны.
Операция "89 центов"
"Посеявший ветер пожнет бурю". Это библейское высказывание как нельзя лучше отражает ситуацию, которая сложилась в Афганистане. Двенадцатилетняя оккупация не только не распутала узел проблем, десятилетиями накапливавшихся в этой стране, но и превратила Афганистан в некую черную дыру, распространяющую смертоносные вихри далеко за свои пределы. Сегодня "проблема-2014", то есть вывод в следующем году Международных сил содействия безопасности и связанные с этим риски, стала притчей во языцех. Однако мало у кого хватает смелости признать, что и нынешний хаос, и будущее страны – туманное, но уж точно не светлое – являются закономерным результатом политики западных держав. Прежде чем вкратце обрисовать то состояние, в котором Афганистан подходит к выводу основной части войск западной коалиции и президентским выборам, необходимо привести несколько цифр. Первое: за годы оккупации страна получила финансовую помощь на сумму свыше 60 млрд долларов. Второе: 97% афганского ВВП связано с иностранными структурами, работающими в стране. Третье: 90% бюджета формируется за счет зарубежной помощи. Столь масштабное участие западного капитала, не имеющее аналогов в современной истории, казалось бы, должно обеспечить Афганистану если не мгновенное процветание, то хотя бы поступательное развитие. Ведь, как постоянно напоминают нам в либеральном лагере, нет ничего эффективнее капитализма!
На деле программа оказания помощи Кабулу превратилась в гигантскую аферу. Когда в 2008 г. Ассоциация по координации возрождения Афганистана опубликовала доклад, в котором говорилось, что половина выделяемой помощи оседает в карманах западных консультантов и идет на оплату услуг западных же подрядчиков, это вызвало скандал, правда, довольно быстро замятый. Так называемая помощь мирового сообщества Афганистану – это грандиозная коррупционная схема, позволившая сказочно обогатиться нескольким западным корпорациям. В результате, как признался депутат парламента исламской республики Шукрия Баракзаи, до бюджета доходят лишь 11 центов с каждого доллара, выделяемого стране. Прикарманивать остальные 89 центов западным корпорациям помогают местные чиновники. Так, к примеру, в руках брата действующего президента Хамида Карзая – Ахмеда Вали – сосредоточены контракты на охрану конвоев с грузами, следующими по территории страны. А двоюродные братья главы государства контролируют транспортные перевозки, в том числе для военных баз НАТО. Среди свежих примеров – новый доклад специального инспектора по восстановлению Афганистана, в котором отмечается, что в прошлом году страны коалиции не смогли отчитаться о 230 млн долларов, на которые были закуплены запчасти для афганской армейской техники.
В Афганистане действует классическая схема взаимодействия метрополии и колонии, когда туземным элитам позволяется беспрепятственно грабить собственное население. В обмен метрополия получает лояльную власть, которая, кстати, крепко подсажена на крючок: при любом неверном телодвижении против нее извлекаются чемоданы компромата. Оборотной стороной этого совместного подряда кабульского режима и его западных покровителей является глубокий экономический кризис, нищета и неграмотность подавляющего большинства населения. Характерный штрих: в избирательных бюллетенях, которые будут выдаваться жителям 5 апреля следующего года, рядом с именами кандидатов будут напечатаны символы. Каждый из претендентов на президентский пост выбрал себе свой значок – кто карандаш, кто голубя, а кто и бульдозер. Эти символы должны помочь избирателям, которые не умеют читать (а доля неграмотных среди взрослого населения Афганистана – 61%), найти в бюллетене своего кандидата.
В этих условиях ни правящий из Кабула режим, ни оккупационные силы не пользуются даже минимальной поддержкой населения. Поэтому говорить о том, что грядущие президентские выборы смогут переломить ситуацию и одарить власть желанной легитимностью, не приходится.
Кабульский карточный домик
Большинство из десяти кандидатов, прошедших через сито независимой избирательной комиссии, либо встроены в нынешнюю правящую структуру, либо были видными фигурами прошлых кабинетов. В любом случае за ними закреплена репутация политиков, запятнавших себя связями с оккупантами и причастных к коррупционным схемам.
Например, Каюм Карзай – старший брат действующего президента – окончил университет в Калифорнии и владеет сетью ресторанов в США. Другой кандидат, Абдулла Абдулла, в 2001–2006 годах занимал пост министра иностранных дел и в свете предстоящих выборов считается основной креатурой Вашингтона. Получивший образование в США Хедаят Амин Арсала в первой половине 2000-х годов был вице-президентом и министром торговли. Абдул Рахим Вардак – бывший командир отряда моджахедов, воевавших с советскими войсками, – прошел военную подготовку в США, а после 2001 г. стал сначала заместителем министра обороны, а затем и главой оборонного ведомства, в последние годы работал советником президента по безопасности. Высшие государственные посты (советника президента по национальной безопасности и министра иностранных дел) занимал и Залмай Расул, которого считают одним из фаворитов предвыборной гонки. Выставил свою кандидатуру и экс-министр финансов Ашраф Гани, обучавшийся на экономиста в США и работавший во Всемирном банке. Еще одним кандидатом из обоймы правящего режима является Гюль Ага Шерзай, занимавший должности губернатора провинций Кандагар и Нангархар.
Относительно независимыми можно назвать только трех претендентов: Мохаммада Надер Наима – внука покойного короля Афганистана Захир-Шаха, Кутбуддина Хелала – приближенного известного полевого командира Гульбеддина Хекматияра, а также Абдул Расула Сайяфа – известного теолога-исламиста. Правда, и они запятнали себя сотрудничеством с режимом и оккупационными силами. Так, Абдул Расул Сайяф, которого называют ставленником Саудовской Аравии, на прошлых выборах поддержал Хамида Карзая и едва не стал председателем парламента (его кандидатуру проталкивал Карзай).
Таким образом, ни один из претендентов на высший государственный пост не пользуется общенародной поддержкой. Электорат всех десяти кандидатов сосредоточен в узкой прослойке бюрократии, связанной с западной коалицией бизнеса и интеллигенции. Они как огня боятся возвращения к власти талибов, а потому готовы терпеть даже самый продажный режим. Нельзя забывать, что Афганистан, по сути, состоит из двух неравных частей. Первая – это столица, где центральная власть имеет влияние. Вторая – это вся остальная страна, где правят почти независимые от Кабула губернаторы и полевые командиры. Этот Афганистан населен простым народом, который видит во власти паразита, умеющего лишь воровать и неспособного наладить элементарный порядок. Поэтому если в следующем году "Талибан" и союзные ему группировки вознамерятся вернуться к власти (а подобные заявления из уст руководителей движения уже звучат), они найдут широкую опору среди населения. Кабульский режим развалится, как карточный домик от порыва ветра.
Нынешняя афганская власть это прекрасно понимает. Вот почему Хамид Карзай мечется сегодня между различными берегами, пытаясь найти опору то в Вашингтоне, то в Пекине. Его понять можно. Ведь речь идет даже не о сохранении власти, а о физическом выживании Карзая и его многочисленного клана. "Талибан" церемониться с ним не станет, народ от ненавистных временщиков отвернется, а в "принципиальности" своих западных друзей Карзай имел возможность убедиться неоднократно. Вот почему руководство Афганистана не торопится подписывать с американцами уже подготовленное соглашение о безопасности. Согласно этому документу после 2014 г. в стране должно остаться от 8 до 12 тыс. военнослужащих НАТО – преимущественно американцев, а также 9 военных баз. Однако после ультиматума со стороны талибов, пообещавших Карзаю джихад в случае подписания соглашения, а также после того, как стало известно о сепаратных переговорах Вашингтона с "Талибаном", президент сначала взял паузу, а потом переложил груз ответственности за принятие решения на лойя-джиргу. Совет старейшин должен собраться во второй половине ноября, и еще неизвестно, каким будет его вердикт. Сам Хамид Карзай недавно намекнул, что подписание соглашения может быть отложено до весны следующего года. Другими словами, президент хочет полностью снять с себя ответственность, передав ее своему преемнику.
Пользуясь временной передышкой, президент Афганистана всеми силами пытается смыть с себя стойко приставшую репутацию проамериканской марионетки. В интервью Би-би-си в начале октября Карзай заявил, что "операция НАТО обернулась для Афганистана огромными страданиями, потерей многих жизней и не принесла никаких результатов". Столь резкие высказывания лишний раз доказывают, что кабульский режим чувствует себя загнанным в угол, когда для спасения хороши даже самые отчаянные средства. Зримым подтверждением слов Карзая стали его последние зарубежные визиты. В конце сентября глава Афганистана посетил Китай и вместе с председателем КНР Си Цзиньпинем подписал заявление об углублении стратегических и партнерских взаимоотношений. Ищет поддержки Кабул и на севере. Об этом свидетельствует участие Карзая в сентябрьском саммите ШОС в Бишкеке, его заявление о том, что Афганистан ждет реакции России на возможное подписание соглашения с США, а также визит в Таджикистан. В ходе последнего был подписан ряд стратегически важных соглашений, в том числе о строительстве железной дороги Таджикистан–Афганистан–Туркменистан и газопровода из Афганистана в Таджикистан.
"Умеренные талибы" и интересы сверхдержавы
Тем не менее вряд ли стоит ожидать, что афганская власть сумеет с минимальными потерями преодолеть критически важный 2014 год. Во-первых, апрельские выборы наверняка принесут раскол в ряды правящей элиты. Если даже в 2009 г. голосование едва не закончилось острым кризисом (о своей победе одновременно объявили штабы Карзая и Абдуллы Абдуллы), хотя в то время вся политическая система находилась под плотным колпаком оккупационных сил, то что говорить о предстоящих выборах! За каждым из кандидатов стоят определенные этнические группы и бизнес-кланы, рассчитывающие на допуск к властному пирогу. В условиях, когда ни один из претендентов на президентское кресло не обладает ярко выраженным превосходством над соперниками, выборы могут превратиться в ожесточенную схватку, чреватую непредвиденными последствиями.
Этим наверняка воспользуются талибы, уже давшие понять, что не примут результаты выборов, какими бы они ни были. Рассчитывать на силы безопасности власть может с большой натяжкой. В афганской армии на данный момент служат 352 тыс. человек. По сравнению с предполагаемой численностью отрядов "Талибана" (30 тыс.) – цифра просто огромная. Однако уже сейчас треть новобранцев становятся дезертирами в течение первого года службы. На сторону "Талибана" переходят и рядовые солдаты, и командиры частей. В случае начала широкомасштабного наступления оппозиции афганская армия, в которой служат не за идею, а за деньги, станет массово переходить на сторону противника, либо разойдется по домам. Воевать за кабульских чиновников простые солдаты не станут, тем более что боевой потенциал "Талибана" и других исламистских группировок несравнимо выше. Об этом говорит хотя бы тот факт, что с марта текущего года погибли 6 тыс. бойцов правительственных сил (за весь прошлый год – менее 3 тыс.). Можно предположить, что новый этап гражданской войны не будет затяжным. Талибы уже перебросили значительные силы на север Афганистана, так что в случае начала активных боевых действий столица будет блокирована со всех сторон.
Но какова же роль западных сил в предстоящих событиях? Неужели Штаты и их союзники сдадут своих союзников в Кабуле? Запросто! В Вашингтоне уже сейчас прорабатывают будущие сценарии для Афганистана, и во всех этих сценариях есть место талибам. Собственно, конфликт Карзая с его покровителями и был вызван тем, что президента буквально заставляли ввести в правительство представителей "Талибана". Что же до контактов американцев с талибами, то они начались задолго до скандальных переговоров в Катаре. Если в Кабуле оккупационные силы опираются на правительство Карзая, то в провинциях, где влияние центральной власти эфемерно, американцы вовсю сотрудничают с полевыми командирами. В Вашингтоне этих партнеров стыдливо называют "умеренными талибами", но дела это не меняет. Широкой общественности эти факты стали известны в 2010 г., после публикации доклада Джона Тирни – главы подкомитета по национальной безопасности американской палаты представителей. В документе приводились доказательства того, что в дорожно-охранный бизнес, контролируемый родственниками Карзая, вовлечены талибы, которым платят за охрану караванов с грузами. Наркобизнес – еще одна сфера, где пересекаются интересы полевых командиров и Вашингтона. Жителям разрешают выращивать опийный мак, а прибыль делится между группировками боевиков и западными силами. Неудивительно, что посевы опийного мака в этом году достигли рекордной за всю историю страны отметки – 200 тыс. гектаров.
Таким образом, приход к власти талибов не станет для Вашингтона катастрофой. Американцы продолжат ловко манипулировать различными группировками внутри этого движения. Осел, груженный золотом, возьмет любую крепость, в том числе и такую, на первый взгляд стойкую, как "Талибан". А так называемые принципы демократии и прав человека – обыкновенный миф. Ради собственных интересов Соединенные Штаты легко жертвуют всеми возможными принципами. Тем более что Афганистан – чрезвычайно лакомый кусок и с точки зрения геополитического расположения, и как источник полезных ископаемых (по последним данным, запасы нефти в стране достигают 2 млрд баррелей, а запасы меди и железа – одни из крупнейших в Евразии).
Статью мы начали с выражения "посеявший ветер пожнет бурю". Сея насилие и коррупцию, США и их союзники пожинают непрекращающуюся гражданскую войну, нищету и беспросветность для большинства жителей многострадального Афганистана. Но факты все больше убеждают нас в том, что сеятеля нельзя обвинить в нерадивости. Он бросает в землю то, что хочет собрать. Американцам не нужен стабильный Афганистан.
Стабильность ведет к независимости. Им нужна слабая и раздираемая противоречиями страна, откуда можно влиять на сопредельные регионы. А это значит, что все происходящее в Афганистане находится под их контролем и управлением. В том числе и нестабильность.
Сергей КОЖЕМЯКИН
Источник: "Советская Россия", №124 (13923), 31 октября 2013 г.
Источник - Советская Россия
http://www.centrasia.ru/newsA.php?CR=1
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
Комментариев нет:
Отправить комментарий