Опубликовано: 16.05.2013 13:15Печать
Автор: Наталия ХАНОВА
Об авторе: Наталия Ханова, эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА).
Этой весной в женских школах Афганистана в очередной раз была зафиксирована вспышка массовых проявлений симптомов отравления, в результате которых в провинциях Тахар, Кабул и Балх были госпитализированы более 400 учениц и несколько преподавателей.
Ежегодно подобные происшествия вызывают серьёзное беспокойство сотрудников министерства образования и правоохранительных органов страны, а также сеют панику среди учащихся, их родителей и преподавателей.
Тем не менее, как и в прошлом году, медицинской экспертизе не удалось обнаружить свидетельства намеренного отравления школьниц некими злоумышленниками. Напомним, что при расследовании прошлогодних случаев отравления в июне – июле на территории провинций Тахар и Сари-Пуль были арестованы более 20 человек, причём в числе попавших под подозрение были не только лица, кажущиеся неблагонадёжными, в частности, талибский командир и гражданка Пакистана, работавшая врачом, но и некоторые ученицы. Вероятно, аресты были произведены под влиянием народного гнева как результат потребности найти лиц, на которых можно было возложить ответственность за отравления, и причастность обвиняемых к преступлениям не была доказана. Правозащитники выражали уверенность в том, что на задержанных было оказано давление с целью получения признаний вины.
Выдвинутая в прошлом году гипотеза массовой истерии как причины ухудшения самочувствия школьниц, изначально вызвавшая резкую критику афганской стороны, впоследствии неожиданно получила поддержку со стороны министерства образования. В частности, министр Гулам Фарук Вардак охарактеризовал поведение потерпевших школьниц как временное умопомрачение и пригрозил, что те предполагаемые жертвы отравления, чьи жалобы не будут подтверждены медицинскими работниками, а также сотрудники медицинских учреждений, в которых произойдут случаи «симуляции», будут наказаны.
Недавнее выступление министра образования, в ходе которого было сделано данное заявление, вызвало неоднозначную реакцию. Большинство афганских правозащитников и общественных деятелей осудили позицию министра, но некоторые врачи, напротив, одобрили данную инициативу.
Безусловно, целью предложения Фарука Вардака является предотвращение распространения паники при проявлении симптомов отравления у одной или нескольких учениц. Тем не менее, подобное нововведение может привести к новым угрозам.
Было бы категорически неверным ставить знак равенства между умышленной симуляцией, то есть сознательным изображением симптомов плохого самочувствия при отсутствии таковых, и самовнушением. Представляется в высшей степени сомнительным, что девочки, на глазах у которых теряют сознание их одноклассницы, хладнокровно подражают им с целью уклонения от школьных занятий. Намного более правдоподобной выглядит версия, согласно которой ученицы в подобной ситуации впадают в панику и сами верят в то, что также были отравлены, и вследствие этого начинают испытывать головокружения и тошноту.
Тот факт, что в организме пострадавших не обнаружено следов токсических веществ, ещё не говорит о том, что жертвы предполагаемого отравления не нуждаются в медицинской помощи. Не исключены случаи бытовых отравлений, инфекций и других желудочно-кишечных расстройств – с учётом совместного потребления питьевой воды под угрозу отравления в случае её загрязнённости попадают все ученицы и персонал учебного заведения. Кроме того, даже если появление симптомов отравления обусловлено массовой паникой, необходимо оказать пострадавшим психологическую поддержку, устранить страх, являющийся главной причиной ухудшения самочувствия школьниц.
Известны случаи, когда факты массового отравления учащихся афганских школ получили подтверждение, но были вызваны не умышленными атаками, а бытовой халатностью. В частности, в июне 2010 года 16 ученицам одной из школ провинции Сари-Пуль стало плохо в классе, недостаточно хорошо проветренном после обработки инсектицидами. На этой неделе около 150 учащихся женской школы Мазари-Шарифа и 5 сотрудников образовательного учреждения были госпитализированы после того, как рядом со зданием был открыт септик, герметичность которого была нарушена. В случае массового ухудшения состояния детей не следует исключать подобных возможностей. Кроме того, лица, ответственные за подобные происшествия, должны быть строго наказаны.
Следует учесть, что приступы паники в афганских учебных заведениях не являются абсолютно беспочвенными – первоначальным поводом для их возникновения служит плохое самочувствие одной или нескольких школьниц. После того, как у девочек проявляются симптомы отравления, их одноклассницы, а зачастую и преподаватели, впадают в панику, принимая своё волнение за аналогичные симптомы, что зачастую приводит к срыву занятий в учебных заведениях.
Для того, чтобы предотвратить случаи массовой истерии, нужно принять меры в том числе и для ликвидации первопричины приступов паники. Безусловно, все случаи плохого самочувствия школьниц нельзя предотвратить, но, тем не менее, можно значительно сократить их число.
К сожалению, до сих пор в значительной части Афганистана, как в жилых домах, так и в общественных учреждениях, наблюдается низкий уровень соблюдения санитарно-гигиенических норм. В частности, далеко не все поселения обладают доступом к чистой воде, в пищу, особенно в сельской местности, часто употребляют несвежие или немытые продукты, далеко не все взрослые хорошо представляют себе все угрозы, связанные с потреблением загрязнённой и просто сырой воды. Отсутствие доступа к базовым услугам здравоохранения, в том числе и возможности быстрого приобретения лекарств от желудочно-кишечных расстройств, также усугубляет проблему.
Представляется сомнительным, что решение министра образования Афганистана Фарука Вардака наказывать школьниц и сотрудников учебных заведений в том случае, если факт отравления не будет подтверждён медицинскими работниками, поспособствует сокращению случаев предполагаемых отравлений. Более того, данное решение может создать угрозу для здоровья школьниц, которые, возможно, будут бояться сообщать о плохом самочувствии и пытаться скрыть тревожные симптомы. Возможное наказание не только не устранит страх перед отравлением, но и усугубит его, что может поспособствовать росту числа случаев паники.
Безусловно, преподавателям следует стараться держать себя в руках и не допускать распространения паники, но это не должно приводить к игнорированию проблем учащихся. Необходимо, чтобы сотрудники образовательных учреждений были готовы не только успокоить школьниц, но и взять ситуацию под контроль в случае чрезвычайных ситуаций, к которым относятся как массовые отравления, так и неожиданные атаки боевиков, пожары, землетрясения, неожиданные обрушения зданий и аналогичные происшествия. При этом следует внимательно относиться к жалобам детей и принять меры для того, чтобы учащиеся не боялись сообщать о плохом самочувствии, а также замеченных угрозах, в том числе резких запахах или случаях задымления.
Основы гигиены и безопасности жизнедеятельности должны стать необходимыми предметами афганской школьной программы. Правила первой помощи и способы предотвращения и минимизации вреда, вызванного чрезвычайными ситуациями, позволят не только познакомить детей с основами санитарии, но и внушить им чувство уверенности в себе и контроля над ситуацией, сделать школьников менее уязвимыми перед чувством паники.
При каждом учебном заведении должен действовать медицинский кабинет, посредством которого можно будет обследовать нескольких пострадавших детей на месте и оказать им необходимую помощь, а также локализовать источник паники, изолировать школьников с тревожными симптомами от оставшейся части класса и не допустить массовой истерии.
Следует также учесть, что страх перед отравлениями в большинстве случаев является проявлением страха перед атаками повстанцев как таковыми. Воспоминания о том мрачном периоде истории, когда посещение школ девочками и работа в учебных заведениях могли стоить здоровья и жизни как ученицам, так и преподавателям, ещё живы в памяти многих афганцев. До сих пор работники сферы образования периодически становятся жертвами атак экстремистов и боевиков, и в стране пока не прекратились случаи поджогов школ. Страх девочек быть отравленными связан с рассказами и воспоминаниями о тех временах, когда учащихся и преподавателей школ могли облить кислотой противники женского образования.
Борьба с подобными страхами лежит на плечах не только сотрудников учебных заведений и чиновников департаментов образования. Для того, чтобы школьницы перестали бояться отравлений, необходимо сократить вероятность подобных атак, и решением этой проблемы должны заниматься сотрудники правоохранительных органов. Только стабилизация обстановки в стране позволит детям чувствовать себя в безопасности, и тогда массовый страх перед атаками постепенно отомрёт естественным образом.
Безусловно, не следует ожидать моментального прекращения случаев массовой паники в афганских школах – повторяющиеся из года в год случаи предполагаемых отравлений свидетельствуют о том, что страх перед атаками глубоко укоренился в мыслях детей. Тем не менее, качественное улучшение ситуации с женским образованием за последнее десятилетие даёт надежду на то, что число случаев массовой паники, как правило, вызванных плохим самочувствием всего нескольких учениц, будет из года в год сокращаться. Задача правоохранительных органов, работников сферы образования и прессы состоит в том, чтобы оказать содействие данному процессу и не допустить распространения страхов, которому может поспособствовать истерия СМИ и угроза репрессивных мер в случаях «симуляции».
http://www.afghanistan.ru/doc/60359.html
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
Комментариев нет:
Отправить комментарий