ЖКХ не устраивает новое госрегулирование
Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ /Коммерсантъ
Вся галерея 6
Глава Минрегиона Игорь Слюняев и министр энергетики Александр Новак обратились к премьер-министру Дмитрию Медведеву с предложением дезавуировать новые правила оплаты гражданами услуг ЖКХ, введенные правительством Владимира Путина. Недовольство министров вызвали введение оплаты общедомовых коммунальных нужд, обязанность граждан отчитываться о показаниях приборов учета и система федеральных субсидий по федеральным льготникам. Эксперты полагают, что откат к прежним правилам результатов не принесет.
Недовольство министров вызвало постановление правительства N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений", подписанное премьер-министром Владимиром Путиным 6 мая 2011 года, которое по замыслу прежнего кабинета должно было сделать ЖКХ рентабельным. Частями документ начал действовать с сентября 2012 года и окончательно вступит в силу в 2015 году.
Вчера на совещании у Дмитрия Медведева министр энергетики Александр Новак утверждал, что собственно тарифное регулирование, которое находится под федеральным контролем, в первом и втором полугодиях 2013 года на общем объеме платежей граждан за ЖКХ скажется "незначительно". В свою очередь глава Минрегиона Игорь Слюняев объявил о том, что в 2012 году новые правила оплаты уже привели к 15-процентному росту общего платежа. Такой рост, по его словам, зафиксирован в 14 регионах, в том числе в Московской области, Сибири и Поволжье. Ответственность за рост стоимости услуг ЖКХ выше уровня инфляции министр возложил на новые правила — в частности, на требование оплаты расходов на общедомовые нужды: они "зачастую стали включаться одновременно в две строки в платежке — за коммунальные услуги и за содержание и ремонт общедомового имущества".
Две другие претензии к правилам были сформулированы Александром Новаком. Он предложил отменить обязанность граждан уведомлять сбытовые организации с 23-го по 26-е число каждого месяца о показаниях приборов учета "под угрозой выставления повышенных счетов". Также господин Новак потребовал пересмотреть правила предоставления субсидий федеральным льготникам — сейчас они рассчитываются из социальных норм жилья, а не его реальной площади.
По мнению министра энергетики, это "очень ограниченное число недочетов этого постановления" — на самом деле их больше, и конечно, их надо в самое кратчайшее время исправить. Игорь Слюняев предложил Дмитрию Медведеву отдать поручение Минрегиону, Минэнерго и ФСТ вернуться к старым правилам оценки услуг ЖКХ. Старая методика, по его мнению, "оправдывала свою эффективность, не было недопонимания, не было избыточных начислений в работе предприятий коммунального хозяйства". Альтернативное предложение Игоря Слюняева звучало гораздо более туманно: "Нам не хватает регулятивных функций".
Напомним, что новые правила предоставления услуг ЖКХ утверждались весной 2011 года и должны были ликвидировать пробелы госрегулирования отрасли, зафиксированные в редакции, утвержденной постановлением N307 от 26 мая 2006 года. "Они предполагали пересмотр нормативов потребления услуг ЖКХ, в которые уже было "зашито" общедомовое потребление, и если этого пересмотра не было — прямая задача прокуратуры выяснить, почему не выполняется действующее законодательство",— говорит источник "Ъ" в Минрегионе. Первые платежки по новым правилам граждане получили в ноябре 2012 года (по фактическому потреблению услуг ЖКХ в октябре), и пока оценить их использование у ведомства не было времени.
По оценке же Сергея Сиваева из Института экономики города, откат к прежней редакции "Правил..." пользы не принесет — проблема, которая вызывает протесты плательщиков, существовала и в прошлой редакции и обусловлена идеологическим подходом к отраслевому регулированию. "Коммунальные услуги — это то, что потребляется жильцами, и дописывать к ним какие-то дополнительные услуги вне квартиры неправильно, это провоцирует управляющие компании и ТСЖ никак не бороться с утечками в общедомовых сетях, просто дописывая их в счет. Все, что вне квартиры,— это сторона УК, и эти расходы должны включаться в стоимость управления",— считает эксперт. В целом же господин Сиваев оценивает введение новых правил ЖКХ как попытку "залатать дыры без оглядки на системное воздействие с закономерным результатом".
Впрочем, в Москве "общедомовые услуги все-таки были "зашиты" в затраты УК и дотируются из бюджета, это огромные средства, и на эффективности УК это никак не сказывается",— парирует собеседник "Ъ" в Минрегионе. Ведомство предполагало, что на общедомовые нужды будет расписываться до 10-12% всего потребления услуг ЖКХ, но в реальности эта доля достигает 30%.
Подходы же правительства к субсидированию ЖКХ вызывают вопросы у всех опрошенных "Ъ" экспертов. Так, по оценке Сергея Сиваева, потолок оплаты ЖКХ населением всегда был в РФ "статистической величиной", которая устанавливалась для нужд Минфина прогнозировать бюджетные субвенции. Введение же предельных уровней роста тарифов ЖКХ в 2007 году для регулирования инфляции усугубило ситуацию — из-за этого те регионы, которые успели повысить тарифы до реальных показателей стоимости услуг, смогли тратиться на реальную модернизацию "коммуналки", а отстающие "не могут выбраться из финансовой ямы и ждут краха, не имея средств на обновление". По словам собеседника "Ъ" в Минрегионе, для последних ситуацию катастрофически усугубляют все виды неплатежей: глубина кассового разрыва у компаний в отрасли достигает полугода, около 50% населения платит за услуги ЖКХ с отсрочкой в два-три месяца.
Отметим, что какое бы решение ни было в итоге принято (откат к старым правилам или корректировка новых), оно, вероятнее всего, приведет к возникновению новых "системных" проблем, о которых и предупреждал в своем выступлении господин Новак. Ситуация тем временем усугубляется недавними отставками в подведомственном Минрегиону агентстве по строительству и ЖКХ, о которых "Ъ" писал 24 и 26 декабря,— тогда, в частности, стало известно об отставке автора обеих версий обсуждаемых правил, замглавы Госстроя Ирины Булгаковой.
http://www.kommersant.ru/doc/2102449
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
Комментариев нет:
Отправить комментарий