Календарные расхождения выявили в российской умме фаворитов власти
В Питере в разных мечетях один праздник будут отмечать в разные дни. Фото Reuters |
В этом году мусульмане России впервые празднуют Курбан-байрам в разные дни. В одних регионах и юрисдикциях исламских организаций его отмечали вчера, в других – будут отмечать сегодня. Календарный вопрос стал поводом не только для публичного конфликта муфтиев, но и для выражения симпатий отдельным мусульманским организациям со стороны власти.
В большинстве традиционно мусульманских регионов России – Дагестане, Чечне, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Адыгее – «праздник жертвоприношения» будет отмечаться сегодня. В этот же день он будет праздноваться и в Москве. А вот в Татарстане, Башкортостане и Чувашии праздник в этом году прошел на день раньше. В Петербурге ситуация оказалась еще удивительнее – в некоторых мечетях праздник отмечали вчера, а в некоторых готовятся сделать это сегодня.
Как пояснил «НГ» профессор, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Тауфик Ибрагим, дата празднования праздника Курбан-байрам в каждой стране определяется по появлению Луны. «Нужно, чтобы свидетель увидел месяц и сообщил о своем наблюдении, от этого высчитывают время наступления праздника, – говорит профессор Ибрагим. – В каждой стране месяц могут заметить в разных местностях в разное время. В маленьком Ливане разброс в назначении даты праздника бывает даже в три дня».
В этом году в России календарный «раскол» прошел по границам разных муфтиятов. Так, крайние южные регионы России входят в юрисдикцию Координационного совета мусульман Северного Кавказа. Общины Москвы в основном находятся под управлением Совета муфтиев России (СМР). Башкортостан и Чувашия – в юрисдикции Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России, а в Татарстане существует собственный муфтият. Соборная мечеть Петербурга, где вчера праздновали Курбан-байрам, относится к ЦДУМ, а районные и рыночные молельни, назначившие праздничные богослужения на 26 октября, склоняются к СМР.
Первый зампред главы СМР Дамир Мухетдинов написал в среду в своем блоге, что дата праздника в России может различаться с той, что принята в Мекке, священном городе мусульман, куда в это время правоверные совершают хадж – главное паломничество. Однако, по мнению Мухетдинова, «целесообразно ориентироваться на дату установления праздника по Мекке». «Кульминацией хаджа является стояние на горе Арафат. Я думаю, что многим мусульманам будет не по себе осознание того, что они уже отмечают Курбан-байрам, проливают кровь жертвенных животных в то время, как их родственники пребывают в долине Арафата», – пишет он. С этим мнением не согласен профессор Тауфик Ибрагим. «Дата празднования в Мекке в этих случаях не служит безусловным примером», – сообщил он «НГ».
Первый зампред СМР выразил опасение, что в этом году Курбан-байрам «может стать праздником раздора». «И я серьезно опасаюсь, что рядовые мусульмане в регионах и республиках, в которых в качестве празднования выбрали 25 октября, могут проигнорировать решения своих региональных муфтиятов», – сказал он. Глава Духовного управления мусульман азиатской части России, входящего в СМР, Нафигулла Аширов заявил 23 октября, что жертвы, забитые до 26 октября, «будут считаться всего лишь мясом, но не ритуальной жертвой, приносимой мусульманами ради довольства Аллаха».
Разница во времени между тем позволила перераспределить внимание федеральных властей и телеканалов между мусульманскими организациями и показать тем самым, кто сейчас находится в фаворе. Президент Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев поздравили мусульман с их праздником вчера, когда его отмечали общины ЦДУМ и других муфтиятов, противостоящих СМР. Трансляция общенационального Первого канала с праздника также велась вчера и благодаря этому впервые прошла не из Соборной мечети Москвы, а из мечети Ляля-тюльпан в Уфе, где совершал богослужение верховный муфтий России ЦДУМ Талгат Таджуддин. В середине 2000-х годов публичное лидерство в мусульманской умме России у главы ЦДУМ перехватил лидер Совета муфтиев Равиль Гайнутдин. Сейчас в соперничестве Таджуддина и Гайнутдина чаша весов колеблется, однако в Совете муфтиев, судя по заявлениям его представителей, надеются на то, что часть прихожан ЦДУМ предпочтет их организацию своему муфтию.
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
Комментариев нет:
Отправить комментарий