Киргизия уже вытесняет американцев из "Манаса"
Акции, направленные против американского военного присутствия, – не редкость в Киргизии. Фото с сайта www.ca-news.org |
В Бишкеке у посольства США проходит акция протеста с требованием вывода с территории республики Центра транзитных перевозок (ЦТП) США. Киргизы боятся оказаться из-за этой базы в черном списке Тегерана в случае, как они полагают, военной развязки на линии США–Иран. Сегодня этот и другие вопросы, связанные с ЦТП, будут обсуждаться на встрече руководства республики с военной делегацией США, прибывшей в Бишкек.
Реализация планов США в отношении Ирана может стать серьезной угрозой для всех стран Центральной Азии. Это понимают и в Узбекистане. Посол США в этой стране Джордж Крол постарался заверить узбекскую общественность в обратном. Он отметил, что «американская сторона планирует решить иранскую проблему дипломатическим путем». На состоявшейся в Ташкенте пресс-конференции он сообщил, что Вашингтон приступил к консультациям с Узбекистаном, в ходе которых разъясняет свою позицию «по урегулированию сложившейся ситуации между США и Ираном». По его словам, «учитывая геополитическую значимость Узбекистана в регионе и его влияние, мы также хотели узнать мнение Ташкента и воспользоваться его советами». Крол опроверг появившиеся слухи о том, что США могут создать военную базу на территории Узбекистана.
Также в разделе:
В Минске подсчитывают интеграционные потери
Единое экономическое пространство для Белоруссии или наоборот
Саакашвили добрался до Обамы
Переговоров на высшем уровне Тбилиси добивался с августа 2008 года
Киргизия избежала еще одной резни
В убийстве женщины-кассира обвинили этнического таджика
Официальный Ташкент по беспокоящему посла вопросу пока не высказался. Равно как его соседи по региону. Молчание центральноазиатских столиц может объясняться тем, что они изучают экономические, террористические и экологические риски, которые несет им возможная американо-иранская война. Эксперты практически не сомневаются, что Вашингтон приведет в исполнение угрозы и рано или поздно нанесет удары по тем объектам Ирана, которые могут быть использованы для создания ядерного оружия, а заодно и по нефтегазовой инфраструктуре – для ослабления соперника.
Опасения эти не беспочвенны. Часть ядерных объектов Ирана расположена на севере страны в относительной близости к Азербайджану и Туркмении. «Воздушный бассейн Центральной Азии представляет собой замкнутое пространство, и попадание в него продуктов горения, не исключая радиоактивных, обернется совершенно очевидной долговременной экологической катастрофой для наших стран», – сказал «НГ» профессор Киргизско-российского славянского университета Нур Омаров.
Эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов убежден, что один из первых военных ударов будет нанесен по нефтегазовой инфраструктуре Ирана так, что она будет выведена из строя. «Это, безусловно, отразится на экономике Ирана. Но пострадают и экономики центральноазиатских стран, в частности Туркмении и Казахстана, которые поставляют свои энергоресурсы в Иран, а также используют его энергетический транзитный потенциал, – через Персидский залив тот же Казахстан обеспечивает экспорт своей нефти. Нелишне отметить, что война поставит крест на перспективных энергетических планах нефтегазовых государств региона, связанных с Ираном», – сказал «НГ» Куртов, заметив, что забыть придется не только об энергетических проектах, но и о строящейся железной дороге, которая соединяет Казахстан, Туркмению и Иран и предусматривает поставки центральноазиатских товаров к «Южному коридору» и далее к портам Персидского залива. «Реализацию этого проекта финансировал в основном Тегеран. Естественно, в случае войны о новых инвестициях речи не будет. К слову, и строить там осталось всего ничего», – сказал «НГ» Аждар Куртов.
Особая ситуация в случае войны сложится вокруг Каспийского моря. «Возможный военный сценарий не выгоден ни одной из стран бассейна. Даже имеющим с Ираном трения или даже небольшие локальные стычки, как, в частности, Азербайджан», – сказал «НГ» директор Группы оценки рисков (Казахстан) Досым Сатпаев. Как себя поведут страны региона, предсказать сложно, но, как полагает эксперт, в конфликт никто лезть не будет, и даже свои территории для создания новых военных объектов США всеми правдами и неправдами постараются не предоставлять.
«Для Казахстана Иран является крупным торговым партнером, и война представляет для Астаны особые риски. Каспий для Казахстана – это сфера не только геополитических интересов, но и экономических. Для нас важна стабильность в регионе, чтобы были низкими политические и инвестиционные риски для западных компаний», – отметил Сатпаев. Эксперт не исключает, что с началом боевых действий на Каспии активизируется террористическая деятельность, а объектом терактов станет инфраструктура нефтегазовых месторождений.
Американские военные размещаются в аэропорту «Манас» с 2001 года. Фото Reuters |
Еще сложнее придется Туркмении. По мнению Сатпаева, эта страна, единственная из центральноазиатских имеющая общую границу (1100 км. – «НГ») с Ираном, в случае войны автоматически окажется в зоне повышенных рисков. «Ввиду соседства именно Туркмения ощутит первые серьезные негативные последствия», – убежден Сатпаев. По его мнению, Туркмения постарается с максимальной выгодой использовать свой нейтральный статус, стараясь минимизировать для себя негативные последствия.
Эксперт по Туркмении Шохрат Кадыров считает, что предсказать поведение Ашхабада в возможном американо-иранском конфликте невозможно. «Это закрытая тема, никто ничего прогнозировать не может и не хочет», – заявил он «НГ». Для США важно накалить внутреннюю обстановку в Иране, спровоцировать волнения, активизировать врагов и оппонентов нынешнего режима. «Без этого рассчитывать на положительный исход боевых действий было бы глупо», – считает Кадыров.
Положение пятой страны региона – Таджикистана – сопоставимо с положением Киргизии. В республике присутствуют силы НАТО, хоть и в незначительной степени. По логике, Душанбе, декларирующий родственные узы с Тегераном, сделает все возможное, чтобы официально никоим боком не иметь отношения к боевым действиям против Ирана.
По мнению Омарова, с учетом нынешних реалий не только Таджикистан, но и другие государства Центральной Азии постараются максимально дистанцироваться от назревающей проблемы и обезопасить себя от угрозы быть втянутыми в войну. «Поэтому стоит предположить, что в ходе начинающихся переговоров руководство Киргизии попытается добиться от американской стороны четкой схемы возможного использования ЦТП в случае войны в Иране. И если выяснится, что у американцев в отношении ЦТП серьезные планы, то у Бишкека будут неприятности не только с Ираном, но и со странами региона. Таким образом, государства Центральной Азии вольно или невольно превращаются в заложников имперских амбиций США и той возможной военной авантюры, которую провоцирует их крайняя позиция по Ирану», – отметил Нур Омаров http://www.ng.ru/cis/2012-02-01/1_iran.html
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
Подробнее:http://www.ng.ru/cis/2012-02-01/1_iran.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий