25 февраля 2022

Международный уголовный суд (МУС) может начать расследование совершенных на территории Украины актов геноцида, преступлений против человечества и военных преступлений. Что касается расследования преступлений агрессии, то у Суда нет юрисдикции по этому вопросу, поскольку ни Украина, ни Россия не являются участником Римского статута.

Об этом сказал главный прокурор МУС Карим Хан, уточнив, что это –предварительное заявление. Сейчас он находится с визитом в Бангладеш и по возвращению в Гаагу выступит с более детальным сообщением о дальнейших шагах.

«Я напоминаю всем сторонам, которые ведут боевые действия на территории Украины о том, что, согласно декларации от 8 сентября 2015 года о признании юрисдикции МУС, мой офис вправе воспользоваться своими полномочиями и расследовать любые акты геноцида, преступления против человечества или военные преступления, совершенные на территории Украины с 20 февраля 2014 года», – говорится в заявлении.

В нем подчеркивается, что «любое лицо, совершающее такие преступления, в том числе отдающее соответствующие приказы, подстрекающее к совершению таких преступлений, или каким-либо иным образом содействующее их совершению, может подлежать уголовному преследованию со стороны Суда при полном соблюдении принципа взаимодополняемости». 

«Крайне важно, чтобы все стороны конфликта соблюдали свои обязательства по международному гуманитарному праву», – отмечается в документе.

Прокурор сообщил, что в его офис поступают  запросы о расследовании дела в рамках поправок к Римскому статуту о преступлениях, связанных с агрессией. Такие поправки вступили в силу в 2018 году.  Сейчас поступили запросы о возможности их применения в нынешней ситуации.

«Учитывая, что ни Украина, ни Российская Федерация не являются государствами-участниками Римского статута, Суд не может осуществлять юрисдикцию в отношении этого предполагаемого преступления в данной ситуации», – сказал прокурор.

Он заверил, что офис прокурора МУС будет продолжать внимательно следить за ситуацией в Украине, а также подтвердил приверженность обеспечению ответственности всех, кто несет ответственность за международные преступления.

«По возвращении в Гаагу я намерен выступить с более детальным заявлением по ситуации в Украине, дам свою оценку и изложу последующие шаги, которые я предполагаю предпринять в рамках этого дела», говорится в заявлении.

Международный уголовный суд является независимым постоянно действующим судебным органом. Он был учрежден в соответствии с Римским статутом, подписанным 17 июля 1998 года на дипломатической конференции в столице Италии. Его компетенция распространяется на наиболее тяжкие международные преступления, совершенные после 1 июля 2002 года — даты вступления Римского статута в силу. Юрисдикция Суда ограничена преступлениями геноцида, преступлениями против человечности и военными преступлениями.

Украина подписала Римский статут 20 января 2000 года, но пока не ратифицировала этот документ. Власти страны попросили МУС возбудить производство, обратившись с отдельными заявлениями о признании юрисдикции МУС в связи с преступлениями, предположительно совершенными на Майдане, на востоке Украины и в Крыму.

Это признание юрисдикции позволяет, как сказал сегодня прокурор, расследовать нынешнюю ситуации по преступлениям геноцида, преступлениями против человечности и военными преступлениями. Именно этими преступлениями была ограничена компетенция МУС когда он создавался. Определения этих преступлений содержатся в договоре о создании Суда — Римском статуте.

Однако тогда при принятии Римского статута государства не смогли решить, что следует понимать под актом агрессии, и кто будет определять, есть ли основания для возбуждения уголовного дела. Позже государства — члены МУС дополнили Римский статут понятием «преступление агрессии».  Эти Поправки, которые наделяют МУС полномочиями рассматривать дела о применении силы против других стран, вступили в силу в 2018 году.

Ранее в резолюции Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1974 года подчеркивалось, что агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государств.

 https://news.un.org/ru/story/2022/02/1418812