суббота, 8 декабря 2018 г.

Что заставляет экспертов ООН бесплатно защищать права человека?


Фото ООН/Жан-Марк Ферре

Один из Специальных докладчиков Совета ООН по правам человека Мишель Форст. Он занимается защитой прав правозащитников


7 декабря 2018
Права человека


У Совета ООН по правам человека, который следит за ситуацией в разных странах, есть добровольные помощники. На ооновском языке они называются «специальные процедуры». На самом деле это авторитетные, известные на международному уровне: так называемые специальные докладчики и члены рабочих групп. Их назначает Совет, но зарплаты за свою работу они не получают.


Первоначально, когда создавалась Комиссия по правам человека - предшественница одноименного Совета, - ни о каких Специальных докладчиках, независимых экспертах и рабочих группах не было и речи. Сама Комиссия не имела права предпринимать какие-либо действия в ответ на жалобы о нарушениях прав человека. Но к 1965 году в Комиссию поступила масса заявлений из Южной Африки, и, поддавшись международному давлению, Комиссия отступила от правил и создала временную рабочую группу, состоявшую из экспертов, которым предстояло изучить ситуацию с правами человека в Южной Африке.

1973 год – военный переворот в Чили: генерал Аугусто Пиночет сверг правительство Сальваторе Альенде. Двумя годами позже Комиссия создает - опять-таки временную – рабочую группу по расследованию нарушений прав человека в Чили. В 1979 ее сменили специальный докладчик и два независимых эксперта, которые сосредоточились на судьбе чилийцев, пропавших без вести. В итоге в 1980 году была создана первая постоянная рабочая группа, которая стала заниматься расследованием «насильственных исчезновений». Десять лет спустя еще пять тем стали предметом исследования независимых экспертов: незаконные, суммарные или произвольные казни, религиозная нетерпимость, наемники, пытки и торговля детьми.

На сегодняшний день в рамках Совета Безопасности работают в общей сложности 66 так называемых «специальных механизмов». Это рабочие группы, специальные докладчики и независимые эксперты. Их мандаты очень разнообразны: от проблемы расизма и насилия над женщинами до прав инвалидов и альбиносов, от права на здоровье и питание до независимости судей, права на частную жизнь до деятельности транснациональных корпораций.

Совет назначает экспертов и по отдельным странах, которые, как считается, вызывают особое беспокойство с точки зрения соблюдения прав человека: в их числе Беларусь, Иран, Камбоджа, Мьянма, Сирия и Центральноафриканская Республика. Разумеется, не все страны довольны тем, что к ним «приставили» постоянного наблюдателя. Например, Беларусь так и не признала мандат Спецдокладчика и ни разу не допустила его в страну. Так что Миклош Харасти собирал информацию для своих отчетов, общаясь с людьми за пределами Беларуси. В этом году срок его мандата истек, и Минск потребовал ликвидировать эту должность. Но члены Совета по правам человека не пошли навстречу правительству и назначили Спецдокладчиком Анаис Марен из Франции. МИД Беларуси уже заявил, что не намерен с ней сотрудничать.

Все эти эксперты – авторитетные юристы или ученые, независимые от государств-членов ООН. Это позволяет им работать более эффективно, без оглядки на политическую конъюнктуру. Один из методов их работы – поездки в различные страны, в ходе которых они могут пообщаться не только с представителями правительства, но и с активистами и правозащитниками, сотрудниками неправительственных организаций и ООН и людьми, непосредственно пострадавшими от тех или иных нарушений. Мандат многих экспертов позволяет им посещать закрытые учреждения, например, тюрьмы, и общаться с заключенными наедине. Правда, не все страны идут им навстречу. Так, Спецдокладчик по проблеме пыток Хуан Мендес так и не смог побывать в Гуантанамо, поскольку власти обставили приглашение «неприемлемыми», по его мнению, условиями.

Самое главное условие посещения того или иного государства – это согласие его правительства. Даже больше – эксперты ООН могут отправиться в страну только по приглашению властей. Многие присылают им так называемые «открытые приглашения», что означает, что они готовы принять представителей Совета ООН по правам человека в любой момент. Итоги своей работы эксперты ежегодно представляют в виде доклада Совету, а также Генеральной Ассамблее ООН.

Остается добавить, что члены рабочих групп, спецдокладчики и независимые эксперты работают бесплатно – ООН оплачивает им только поездки. Почему они тратят свое личное время на эту непростую работу? Вот что ответил Специальный докладчик по защите прав правозащитников Мишель Форст: «Я работаю с правозащитниками уже 20 лет, я встречаюсь с их близкими, с родственниками активистов, включая тех, кто пропал без вести. Я выслушиваю эмоциональные свидетельства того, как их преследует государство, жалобы на то, что ООН не всегда может вступиться за правозащитников. Так что я считаю своим долгом отстаивать их права. То обстоятельство, что мне не платят, дает мне определенную свободу: я могу открыто говорить с власть предержащими – и с представителями ООН, которые не всегда уделяют должное внимание положению правозащитников. Так что мной движет просто преданность делу».




https://news.un.org/ru/story/2018/12/1344511
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

Комментариев нет:

Отправить комментарий