понедельник, 30 октября 2017 г.

Спецдокладчик ООН: Узбекистан должен повышать религиозную грамотность своих граждан


28/10/2017


Слушать / Загрузить





Ахмед Шахид. Фото ООН


Узбекистан – страна множества религий. И хотя большая часть населения исповедует суннитское направление ислама, в стране также существуют общины шиитов, христиан – православных и католиков – и представителей других религиозных течений. О том, как представители разных религий «уживаются» друг с другом, и об официальной политике Узбекистана в религиозной сфере Людмила Благонравова расспросила Специального докладчика ООН по вопросу о свободе религии Ахмеда Шахида. Он только что побывал с визитом в Узбекистане, а сейчас отчитался о своей работе Генеральной Ассамблее в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.

*****

АШ: Узбекистан считает себя, и это прописано в конституции, светской страной. В стране верят в идею религиозной терпимости. И государство многое делает для того, чтобы различные религиозные общины жили в мире друг с другом. Некоторые меры, принимаемые государством, – весьма удачные, а некоторые – не очень. Но в основном политика основана на идее толерантности.

ЛБ: Вы не могли бы подробнее рассказать об удачных и не очень удачных мерах?

АШ: Позитивным я считают то, что государство не вмешивается в религиозные вопросы. Правовая система не основана ни на каких религиозных идеях, и в этом плане у всех религиозных общин есть свобода. Плохо то, что в Узбекистане почти отсутствует индивидуальная религиозная свобода. Я говорю «почти», потому что мне сказали, что любой человек может обратиться или перейти в любую религию. Однако для того, чтобы исповедовать какую-то религию, необходимо пройти процедуру регистрации.

ЛБ: В ходе своего визита Вы встретились с представителями властных структур, а также гражданского общества и религиозных общин. Что они Вам рассказали? Какие у Вас остались впечатления? На Ваш взгляд, у Узбекистана есть потенциал для того, чтобы двигаться в направлении большей религиозной свободы?

АШ: Я должен сказать, что правительство Узбекистана было открыто к сотрудничеству и оказывало мне во время визита всестороннюю поддержку. Благодаря этому мне удалось встретиться со всеми, с кем я хотел пообщаться, – как в самом правительстве, так и за пределами властных кругов.

Я был первым Спецдокладчиком, посетившим Узбекистан за последние 15 лет. Я должен был оценить ситуацию в стране, и в первую очередь понять, приведут ли реформы, о которых сейчас объявили власти, к необходимым переменам. И я пришел к выводу: есть все основания полагать, что обещанные президентом реформы заслуживают доверия. Он уже многое сделал для того, чтобы продемонстрировать свою добрую волю. Поэтому, конечно, у страны есть серьезный потенциал для перемен. Но для этого правительство должно придерживаться нынешнего курса. Узбекистану также нужна международная поддержка.

Я также хотел сказать, что очень важен исторический и культурный контекст. На протяжении веков Узбекистан был частью Великого Шелкового пути, и в стране существует давняя традиция толерантности по отношению к разным культурам. В то же время в течение нескольких десятилетий коммунистического правления религиозные начинания подавлялись. Из-за этого интеллектуальные ресурсы в сфере религии практически полностью иссякли. Существует необходимость восстановления религиозной грамотности. Из-за ее отсутствия получилось, что, когда страна в 1990-годах вновь открылась для внешних воздействий, туда с легкостью проникли в том числе и такие идеи, которые не всегда предполагают мирную религиозную практику. И этот горький опыт первых лет независимости во многом повлиял на то, что в стране происходит сейчас.

Но власти осознали, что «охранительный» подход к религиозной свободе контрпродуктивен, и приняли в связи с этим ряд мер. Например, они удалили 16 тысяч имен из списка людей, находившихся под постоянным наблюдением в превентивных целях. Это говорит о том, что они готовы решать проблему иными путями.

ЛБ: Как власти могут обеспечить свободу религии и в то же время эффективно противостоять угрозе религиозного экстремизма?

АШ: В первую очередь, я думаю, необходимо обновить правовую систему. Конституция страны гарантирует всем гражданам свободу совести и вероисповедания. Вместе с тем, в ней есть статья, в которой говорится, что осуществление прав и свобод гражданином не должно нарушать законных интересов государства. А интересы государства иногда проявляются в формах, которые не допускаются международной правовой системой. Если обратиться к пункту 18 Международного пакта о гражданских и политических правах, участником которого является Узбекистан, то там говорится, что свобода вероисповедания подлежит определенным ограничениям. Однако эти ограничения должны соответствовать принципу пропорциональности, то есть они должны быть пропорциональны потенциальной угрозе. Законы Узбекистана, уголовный кодекс страны не соответствуют этому принципу. Это то, над чем властям надо поработать.

Кроме того, страна должна больше делать для распространения религиозной грамотности. Узбекистан пока не готов вести открытые дискуссии на религиозные темы. Но именно такие открытые обсуждения, а не уголовные меры, могут стать «фильтром» для экстремистских идей.


http://www.unmultimedia.org/radio/russian/archives/258099/#.WfaGsPm0NH0
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

Комментариев нет:

Отправить комментарий