Отмыли позицию
24.08.2016
В ежегодном "антиотмывочном" рейтинге Базельского института управления Россия поднялась на одну позицию. Однако, несмотря на все усилия властей по борьбе с отмыванием средств, финансированием терроризма и прочей преступной активностью, страна остается во второй трети всемирного рейтинга. Более высокий результат пока не позволяют показать остающиеся выше среднего риски отмывания и финансовой закрытости, коррупция, недостаточная степень главенства закона и сохраняющаяся несвобода, в том числе прессы.
"Ъ" ознакомился с полной версией недавно опубликованного Базельским институтом управления (Basel Institute on Governance, http://index.baselgovernance.org) обновленного рейтинга стран Basel Anti-Money Laundering Index по уровню риска отмывания денег и финансирования терроризма (ОД/ФТ). Доступ к данным предоставил институт по запросу "Ъ". В рейтинге участвовали 149 стран, Россия с итоговой оценкой в 6,22 балла заняла 58-е место, улучшив позицию по сравнению с прошлым годом лишь на 1 пункт. Передовиками в борьбе с отмыванием стали Финляндия, Литва, Эстония. Аутсайдерами — Иран, Афганистан, Таджикистан. Россия во второй трети рейтинга соседствует с Ганой и Киргизией (там ситуация чуть получше), а также Бразилией и Индонезией (здесь — несколько хуже). До среднемирового бала в 5,85 Россия не дотянула 0,37 балла.
Опрошенные "Ъ" эксперты полагают, что перемещение России в рейтинге в лучшую сторону, с учетом прилагаемых Росфинмониторингом и ЦБ усилий, могло бы быть и большим. "Продвижение на один пункт — в пределах статистической погрешности,— считает замруководителя службы финансового мониторинга клиентских операций ВТБ 24 Алексей Тимошкин.— Видимо, составители рейтинга пока не учли эффект от активной работы властей в данном направлении". В ЦБ комментируют рейтинг сдержанно: "Изменение места в рейтинге стран по уровню риска ОД/ФТ свидетельствует об улучшении в России качества противодействия отмыванию доходов". Но при этом добавляют: "Недавно прошедшая проверка российской системы по линии МВФ (FSAP) подтвердила эффективность применяемых в этой области подходов и действий". Источник "Ъ" в Росфинмониторинге отметил, что в финразведке также ощущают неоцененность своих усилий, но "результаты любых рейтингов субъективны и существенно зависят от применяемой методики расчета".
Базельский институт управления — независимая некоммерческая организация, специализирующаяся на борьбе с коррупцией, стандартах государственного и корпоративного управлении, комплайенсе, борьбе с отмыванием денег и пр., сотрудничающая с Всемирным банком, ООН, включая подразделение по борьбе с наркотиками, ОЭСР, Советом Европы, МВФ, группой Egmont, FATF, Интерполом. Материалы этих организаций учитывались при составлении рейтинга.
Качество борьбы стран с отмыванием денег составители рейтинга оценивали на основании нескольких показателей риска. Наибольший удельный вес имел риск отмывания денег и финансирования терроризма. Кроме того, оценивались (по убыванию степени важности) прозрачность функционирования государственного и финансового секторов, коррупционный риск, политические и правовые риски. Чем ниже уровень риска — тем ниже балл, присвоенный государству.
Как видно из оценок, присвоенных России по отдельным составляющим рейтинга (всего их 15), давление на итоговый рейтинг оказал в первую очередь балл, присвоенный за риски отмывания средств, полученных от продажи наркотиков и прочей преступной деятельности (10 из 10 возможных). Несмотря на выполнение в значительной степени рекомендаций ФАТФ (у РФ 4,26 балла по этому показателю при среднем уровне в 5,66 балла) и значительный прогресс в законодательной регуляторной борьбе с этим явлением, отмывание средств в РФ по-прежнему распространенное явление, констатируют авторы исследования.
Описать, что и как делать — мало, нужно, чтобы все органы, не только ЦБ и Росфинмониторинг, но, например, и правоохранительные и налоговые, включились активно на практике в эту работу, указывают эксперты. "В России для привлечения за легализацию средств от наркоторговли необходимо сначала установить факт получения средств от продажи наркотиков, а затем поймать преступника на их трате",— рассказал экс-глава управления по подрыву экономических основ наркоторговли ОРД ФКСН России Михаил Мухин.
"При этом необходимо, чтобы у траты была цель "придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом". В результате подобных преступлений выявляются единицы и на мизерные суммы",— добавил господин Мухин. В тех же США привлечь за подобные преступления в разы проще — при возникновении лишь подозрений в подобном деянии правоохранительные органы могут потребовать отчет об источниках дохода, сравнить их с расходами и все незадекларированное потраченное и будет считаться легализованным преступным доходом, заметил он. Средний балл по этому показателю, согласно рейтингу,— 7,38. 10 из 10 показали немало стран, включая Украину и Турцию. В МВД и ФНС не ответили на запрос "Ъ".
Второй показатель, заметно снизивший общий балл у России,— по индексу финансовой закрытости (8,45 из возможных 10 при среднем балле 7,47). Этот показатель рассчитывается на основании данных исследования Tax Justice Network и оценивает сокрытие реальных доходов и масштабы офшорной активности. В России недостаточно раскрывается информация о бенефициарах даже для регуляторов, недостаточно жесткие требования по их раскрытию для широкой общественности, аналогичная ситуация с отчетностью, отсутствует межстрановая отчетность. "Скоро заработают поправки к закону о противодействии отмыванию, где более четко сформулирована обязанность раскрытия бенефициарных владельцев активов,— отметил главный юрист "Пепеляев Групп" Петр Попов.— Возможно, банки при запросе данных о клиентах отойдут от формального подхода и начнут требовать данные о реальных владельцах". Впрочем, например, у Швейцарии и США показатель финансовой закрытости еще хуже — 10 и 9,89 балла соответственно.
Третий показатель, который играет против России,— индикатор восприятия коррупции. В России он составил 7,1 балла при среднемировом уровне 5,73. По данным Transparency International, плохой показатель России связан с редкими коррупционными делами против чиновников, низкой ответственностью за отсутствие декларирования ими доходов, формальной и непубличной реализацией госорганами программ противодействия коррупции, непрозрачностью крупных национальных проектов с отобранными вне конкурса исполнителями. И все это при том, что, по данным Transparency International, на основании исследования которого и считался этот показатель, в 2016 году Россия заняла 119-е место, тогда как в прошлом году была на 136-м. "Предсказуемое изменение места России вызвано объективным сжатием коррупционной "кормовой базы" в силу текущей экономической ситуации, а также введением в правовое поле целого ряда весьма обременительных для публичных должностных лиц ограничений в части декларирования имущества и доходов, а также владения зарубежной собственностью,— говорит вице-президент Transparency International Елена Панфилова.— При этом необходимо понимать, что для любой страны (а тем более для нашей) находиться в последней трети рейтинга в любом случае национальный позор".
Традиционно плохой результат у России и по показателям различных свобод, в том числе прессы и главенства закона,— 8,32 балла при среднемировом 4,23.
Вероника Горячева, Светлана Дементьева
http://kommersant.ru/doc/3071206
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
Комментариев нет:
Отправить комментарий