среда, 26 ноября 2014 г.

Минюст нашел еще одного иностранного агента. Финансовую документацию движения "За права человека" подвергнут проверке. "Независимая газета"


24 Ноября 2014


Минюст начал проверку движения «За права человека», чтобы выяснить, не является ли оно иностранным агентом. Правозащитники считают это безосновательным, ведь существуют они исключительно на российские гранты, а заграничных у них теперь нет. Между тем общество «Мемориал», приняв на днях новый устав, готовит его к регистрации в Минюсте, надеясь, что все претензии будут сняты и его ликвидации по суду все же не будет.

Сегодня руководитель движения «За права человека» Лев Пономарев должен направить в Минюст отчет своей некоммерческой организации (НКО). На основании которого ведомство Александра Коновалова и будет решать, надо ли заносить правозащитников в реестр иностранных агентов, где сейчас значится уже 17 НКО.

«В середине недели мне позвонили представители Минюста и сообщили, что до понедельника я должен сдать документы», – сообщил Пономарев «НГ».

Он признал, что для него такое требование стало неожиданным, поскольку в сентябре организация уже отчитывалась перед Минюстом. И в тот раз претензии чиновников сводились к структуре этой НКО: «В мае нас закрыли, поэтому, как и «Мемориал», мы тогда провели съезд, на котором изменили устав, и в сентябре успешно отчитались. Причем Минюст назвал наш отчет великолепным! Сегодня же речь идет уже о нашем финансировании». Напомним, что попасть в спецреестр иностранных агентов НКО может тогда, когда у нее есть зарубежные спонсоры, а сама она занимается политической деятельностью. Пономарев заявил, что движение «За права человека» существует только на российские гранты: «У меня нет иностранного финансирования по двум причинам: зарубежные фонды его не дают, а я – особо не ищу». Однако когда закон об иностранных агентах вступил в ноябре 2013 года в силу, отметил собеседник «НГ», организация «еще получала деньги от одного из зарубежных фондов, закончились они в декабре. Так что теперь для них действительно существует зацепка».

По словам Пономарева, все нынешние придирки Минюста имеют обычный характер: «Среди них, правда, есть одна любопытная – претензии к нашей брошюре «Тупик репрессивной наркополитики в России». Чиновники расценили эту брошюру как вмешательство в политические дела, а правозащитник считает, что само ее название указывает на «заказчика» нынешней проверки. Правозащитник уверен, что она идет по инициативе Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), поскольку Пономарев, дескать, никогда и не скрывал негативного отношения к деятельности этого ведомства. В прошлом году он обратился к первому замруководителя администрации президента Вячеславу Володину с просьбой провести общественную экспертизу законопроекта о ФСКН, расширяющего ведомственные функции. «Ответ был положительным. И на Общественном совете, где собрались члены Совета по правам человека и уполномоченный по правам человека, я впервые раздал присутствующим вот эту брошюру про тупиковую политику ФСКН», – сказал Пономарев.

Правозащитник направил письмо Володину, в котором назвал действия Минюста «целенаправленными и нелепыми». Как сообщили «НГ» в Совете по правам человека (СПЧ), сейчас все ждут результатов проверки. Если претензии окажутся неправомерными, глава СПЧ Михаил Федотов намерен обращаться к министру юстиции Александру Коновалову.

По словам Пономарева, в стране сложилась непонятная тенденция – как только президент Владимир Путин делает заявление о необходимости ослабить давление на НКО, происходит все в точности наоборот. «Вот я накануне встретился с Эллой Памфиловой, чтобы обсудить способы удаляться из реестра иностранных агентов. А теперь он грозит мне самому», – отметил правозащитник. Он пояснил, что это третья волна проверок НКО: «Конечно, представить себе, что чиновники, которые ловят каждый вздох президента, идут ему наперекор, довольно трудно, хотя выглядит это именно так. Но государственное управление в стране практически развалилось, осталась лишь видимость существования президентской вертикали и эффективности ее работы. На деле чиновники пытаются решать собственные проблемы, а основной из них являются правозащитники», – сказал собеседник «НГ».

Сейчас решается судьба еще одной правозащитной организации – «Мемориала». В субботу он провел конференцию по изменению устава. В ближайшее время общество подготовит документы для Минюста. Как рассказал «НГ» глава «Мемориала» Арсений Рогинский, в работе фонда ничего не изменилось: «Мы сделали жесткие изменения своей структуры, но никаких идеологических поправок, естественно, не было». Теперь «Международный Мемориал» стал союзом организаций – юридических лиц, а «Российский Мемориал» превратился в объединение физических лиц – граждан, проживающих более чем в половине регионов страны. «Эти группы физлиц и являются нашими отделениями. Новая структура теперь абсолютно соответствует российскому законодательству, мы рассчитываем, что и Минюст она удовлетворит. К тому же стремление ведомства парализовать работу фонда было хоть и ярко выраженным, но не столь уж и сверхрешительным».

Однако, по мнению члена СПЧ, профессора Высшей школы экономики Ильи Шаблинского, Минюст попытается заставить «Мемориал» изменить статус: «Я сомневаюсь, что ведомство не продолжит попытки создать «Мемориалу» невыносимые условия для работы». По словам Шаблинского, происходящее напоминает показательную порку. Эксперт считает, что чиновники могут это делать даже вопреки позиции Кремля: «Минюст, таким образом, проявляет свой энтузиазм, демонстрирует общественности, что применение закона продолжается и что контроль ничуть не ослаб, а скорее ужесточается». Поэтому некоторые НКО сами начинают свертывать деятельность.

Источник: Независимая газета

http://www.president-sovet.ru/events/7532/


http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

Комментариев нет:

Отправить комментарий