Компания выкупает аэропорты страны 21.02.2014, 00:00
"Роснефть" может получить контроль над всеми аэропортами Киргизии. Российская компания подписала меморандум о приобретении не менее 51% ОАО "Международный аэропорт Манас". "Новапорт" Романа Троценко, который ранее выступал в качестве партнера "Роснефти" в проекте, вероятнее всего, станет оператором киргизских аэропортов. Но, по данным "Ъ", пока в соглашениях, подписанных "Роснефтью" с властями Киргизии, "Новапорт" не упоминается.
"Роснефть" может приобрести не менее 51% в ОАО "Международный аэропорт Манас" (МАМ), это указано в меморандуме о намерениях, подписанном ею и правительством Киргизии, сообщила вчера нефтекомпания. На выкуп акций и реализацию совместных проектов "Роснефть" направит до $1 млрд. На данный момент в состав МАМ входят все десять аэропортов в Киргизии, в том числе крупнейшие Ош и бишкекский Манас (их пассажиропоток — 1,3 млн и 1,8 млн человек соответственно). "Роснефть" планирует инвестировать в создание в Бишкеке международного авиалогистического хаба и обеспечение топливом других аэропортов.
Впервые "Роснефть" обозначила желание войти в авиабизнес Киргизии весной 2013 года, но первые сведения о приходе российской госкомпании в страну велись еще в 2010 году. Создание на базе МАМ транспортно-логистического центра и участие в этом российских компаний было сформулировано как задача весной 2012 года Владимиром Путиным. Координировать проект было поручено Минтрансу, он, в частности, должен был найти инвестора, привлечь оператора по управлению аэропортом (рассматривался вариант создания пула с иностранцами), а также увеличить пассажиропоток и грузопоток из России.
В качестве партнера "Роснефти" в рамках развития МАМ и его оператора ранее называлось ООО "Новапорт" Романа Троценко, сейчас советника президента "Роснефти" Игоря Сечина. Прошлой весной стороны официально объявили, что "Новапорт" будет заниматься анализом развития инфраструктуры аэропортов Ош и Манас. В Минтрансе "Ъ" пояснили, что предложение войти в проект получили сразу несколько российских компаний, но только "Новапорт" в паре с "Роснефтью Оверсиз" согласились в нем участвовать. Но войдет ли "Новапорт" в проект и на каких правах, пока неясно, по словам источника "Ъ", знакомого с текстом меморандума, "в текущей редакции документа компания не упоминается". В "Роснефти" вчера заявили, что структура возможной сделки, при которой контроль над МАМ будет принадлежать "Роснефти", наиболее эффективна. В самом "Новапорте" отказались от комментариев. Но источник, знакомый с ситуацией, сообщил "Ъ", что аэропортовый холдинг изначально приглашался в проект в качестве оператора.
В Минтрансе пояснили, что модернизация аэропортов Манас и Ош "сделает Киргизию ближе к России": это позволит российским технологиям и оборудованию попасть на местный рынок, компании РФ получат дополнительную прибыль и новые рынки сбыта, будет замещена часть средств, направляемых США Киргизии за использование центра транзитных перевозок ВВС в Манасе. Напомним, что долгое время российские компании практически не появлялись в Киргизии из-за сложных отношений между странами. Сотрудничество активизировалось в 2012 году, когда стороны подписали несколько соглашений в энергетике, в частности по строительству электростанций. Кроме того, в начале 2014 года "Газпром" за $1 купил киргизского газового оператора "Кыргызгаз". Сама "Роснефть" несколько дней назад стала владельцем Бишкекской нефтяной компании, что позволило ей выйти на рынок сбыта нефтепродуктов, и 50% в топливозаправочном комплексе МАМ. До этого в Киргизии со своей сетью АЗС работала только "Газпром нефть".
Глава аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев говорит, что большинство активов МАМ — небольшие региональные аэропорты, но эффект масштаба может помочь компании снижать издержки. Он замечает, что Манас может стать точкой транзита грузовых самолетов из Европы, летящих в направлении Южного Китая и Юго-Восточной Азии, но грузовой сегмент авиабизнеса в последние годы совсем не растет. Независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко связывает перспективы аэропортов с ростом пассажиропотока ввиду трудовой миграции в Россию.
Анна Ъ-Солодовникова, Елизавета Ъ-Кузнецова
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
http://kommersant.ru/doc/2413758
Комментариев нет:
Отправить комментарий