пятница, 21 февраля 2014 г.

Поверенные по делам общества

"Российская газета" - Федеральный выпуск №6313 (41) от 21 февраля 2014 г.



Валерий Выжутович
Владимир Путин своим указом утвердил 40 членов Общественной палаты, входящих в нее по так называемому президентскому списку. Среди них председатель Центрального совета общественного движения "Гражданское общество" Анатолий Кучерена, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, президент попечительского совета фонда помощи незрячим и слабовидящим детям "По зову сердца" Диана Гурцкая. В состав Общественной палаты вошли также директор Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева Лео Бокерия, возглавляющий общероссийскую общественную организацию "Лига здоровья нации", президент Курчатовского института академик Евгений Велихов, заместитель председателя исполкома "Российской ассоциации правовой журналистики" Владислав Гриб и другие.

Всего же, согласно новому закону, в состав Общественной палаты войдут 166 человек. Из них 40 уже утверждены, 83 будут делегированы парламентами регионов, а 43 избраны от общественных организаций в результате интернет-голосования.

Список членов палаты, назначенных президентом, теперь во многом выглядит иначе. В нем значительно больше, чем прежде, представителей профессиональных сообществ. Это Александр Шипулин (Ассоциация крестьянских хозяйств), Евгения Уваркина (Национальный союз производителей молока), Вадим Чубаров (Торгово-промышленная палата), лидеры предпринимательских сообществ Александр Бречалов ("ОПОРА России") и Николай Остарков ("Деловая Россия"), бывший заместитель главы минэкономразвития Кирилл Андросов (председатель совета директоров "Аэрофлота" ), Игорь Коровкин (Объединение автопроизводителей России). В списке также медики, учителя, текстильщики. Кроме того, в состав палаты вошли четыре религиозных деятеля: глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, муфтий Москвы, Центрального региона и Чувашии Альбир Крганов, президент Федерации еврейских общин России Александр Борода, представитель главы Буддийской традиционной сангхи России в Москве Санжай лама Андрей Бальжиров.
В отношениях между государственными и гражданскими институтами ничего лучше, чем диалог, пока не придумано

По-своему интересен и список лиц, не получивших на этот раз президентского приглашения. В числе таковых президент ГМИИ им. А. С. Пушкина Ирина Антонова, председатель правления ОАО "Норильский никель" Владимир Потанин, гендиректор агентства АПЭК Дмитрий Орлов, телеведущая Тина Канделаки, учитель русского языка и литературы Сергей Волков, координатор движения "Архнадзор" Константин Михайлов. Кто-то из них, по оценкам коллег, не проявлял активности, кто-то вообще не появился ни на одном заседании. Но нынешний "президентский список" показателен еще и вот чем: в нем нет популярных артистов, спортсменов, телеведущих. Сколь весомым было присутствие в ОП, скажем, Тины Канделаки, не беремся судить, но медийные лица в качестве общественных деятелей, кажется, уже меньше пользуются спросом. В свое время в ОП блистала, но не поражала чрезвычайной активностью Алла Борисовна Пугачева, завершившая эту свою гастроль публичным признанием: "От Общественной палаты пухнет голова".

Новый состав ОП будет окончательно сформирован к середине лета. Волна дискуссий вокруг этого органа, вероятно, опять поднимется. О реальном влиянии Общественной палаты на ход государственных дел и о ее месте в системе отечественной демократии до сих пор идут споры. Они вспыхивают периодически, как только возникает свежий повод. Диапазон мнений широким не назовешь. Если не вдаваться в нюансы, есть две принципиальных точки зрения. Первая: ОП - площадка для диалога между властью и обществом. Вторая: никакого диалога нет, Общественная палата накрепко встроена в пресловутую "вертикаль". Само наличие этих полярных суждений и публичное их столкновение уже можно считать диалогом. Что отчасти ослабляет доводы тех, кто считает Общественную палату "муляжом гражданского общества".
Действительно ли Общественная палата ангажирована властью? Наивный вопрос

Действительно ли ОП так или иначе ангажирована властью? Наивный вопрос. Разумеется, власть видит в ней инструмент своего влияния на общество. Разумеется, хочет, чтобы это влияние было максимально эффективным. Такова природа любой власти. В странах развитой демократии существуют всевозможные консультативные органы, к работе в которых привлекаются представители общества. Скажем, в США действует более десятка советов и комиссий при президенте, их членов выбирает сам хозяин Белого дома, и вряд ли он держит подле себя лишь отъявленных критиков своего курса. Присутствие в подобных органах представителей общественности, лояльных власти, - еще не признак авторитаризма. Тем не менее большинство российских правозащитников к Общественной палате относятся настороженно. Хотя и в их кругу нет о ней единого мнения. Одни считают ОП декоративным органом. Другие говорят, что надо пользоваться любой возможностью воздействовать на власть. Вопрос о сотрудничестве с властью всегда был самым щепетильным для представителей либеральной общественности. Но даже Сергей Ковалев, вечный критик любого режима, говорит: "Общество должно вести диалог с властью, какой бы эта власть ни была. Мне важно знать, что я не уклонился от обсуждения очень важных для меня вещей".

Прислушиваются ли представители власти, например, депутаты Госдумы к мнению Общественной палаты? Не всегда. Но известно немало случаев, когда ее экспертные оценки серьезно повлияли на судьбу законопроектов.

Долгие годы государство у нас отождествлялось с обществом. Теперь время от времени у кого-то возникает другой соблазн - во что бы то ни стало возвести между ними глухую стену. Но в отношениях между государственными и гражданскими институтами ничего лучше, чем диалог, пока не придумано.







http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

http://m.rg.ru/2014/02/21/palata.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий