среда, 25 апреля 2012 г.

Полуэмиграция креативного класса



Существует угроза дальнейшей деградации человеческого потенциала

2012-04-25

общество, власть / Фото Reuters
Фото Reuters
Сегодня эйфория в отношении креативного класса сменилась разочарованием. Преобладают оттенки негативного спектра: обида, досада, презрение, дезориентация. Слышатся упреки в непостоянстве, предательстве и конформизме.
Это странно, поскольку креативный класс доказывает, что он именно креативный класс – со всеми присущими ему особенностями. Собственно, для чего нужны креативные люди? Для решения задач, которые трудно или невозможно решить «в лоб», по инструкции, и с которыми поэтому не справится «обычный» человек со стандартным мышлением. Психологическая черта креативщиков – не биться в запертую дверь, а находить неожиданный обходной путь.
Креативных людей никогда не вывести под радикальные лозунги, как это пытаются сделать лидеры внесистемной оппозиции. Можно проанализировать плакаты Болотной площади и проспекта Сахарова и увидеть, что на них почти нет прямолинейных лозунгов – зато почти всегда присутствует какая-то игра, метафора, двусмысленность, ирония или самоирония, замысловатые подтексты, заковырки и т.д.
Креативные люди никогда не полезут под дубинки – они не признают тактики «стенка на стенку». Зато любят обманывать ожидания, совершать непредсказуемые ходы. Именно это и произошло в декабре 2010 года. Никто не ожидал – массы вышли. Все ожидали продолжения – его не последовало. Но именно этот принцип лежит в основе креативной продукции: сценариев, рекламы, популярных блогов. Тот, кто хоть один раз видел, с какой миной на лице креативщик произносит «ах, это уже было», тот понимает, что креативный человек не выйдет на пятый или шестой митинг/шествие. Просто потому, что это уже было, это скучно, исчезла интрига, новизна, метафора – то, что образует сущность креатива.
Также в разделе:
Зачем повышать налоги при низкой эффективности госрасходов
Минфин оценил будущиедоходы от увеличения цен на газ
Клерикалы разыграли партию
Религиозные декларации мешают формулировать четкую политическуюплатформу
"Общественное" не значит "лучшее"
Новый канал едва ли решит главную проблему российского телевидения
Креативный класс, конечно, непостоянен, но только в творчестве. Однако сталкиваясь с препятствиями, с глухотой, силовым нахрапом, митингами против митингов, он ищет обходные пути. Один из них называют по-разному: пятая волна эмиграции, тихая эмиграция, полуэмиграция.
Российская власть ставит себе в заслугу резкое снижение эмиграции с примерно 100 тыс. человек в год в 90-е до 30–40 тыс. человек в нулевые годы. Но в 90-е годы – это в основном этническая эмиграция. Возвращались на историческую родину или воссоединялись с родственниками российские евреи, немцы, греки и т.д. Этот поток по естественным причинам иссяк. Особенность нынешней волны эмиграции в том, что она происходит уже не по этническим, а по профессионально-экономическим причинам. Это преимущественно молодые люди с высоким уровнем образования, которые бегут от российского бытового и политического хамства в поисках подходящих условий для самореализации. Выезжая на определенный срок в другую страну, они часто не рассматривают возможность эмиграции, пока полностью не адаптируются. В отличие от этнических эмигрантов они де-юре сохраняют гражданство РФ и поэтому не учитываются официальной статистикой, хотя де-факто уже постоянно живут,работают и платят налоги в ЕС, США или Австралии.
Пропагандистское клише о том, что креативный класс бесится с жиру, тоже искажает действительность. Кредитная карточка, мобильный телефон и скоростной Интернет уже давно не являются признаком избранности. Если в 90-е годы креативщик – это высокооплачиваемый профессионал, то сегодня в этом сегменте экономики гиперконкуренция и скрытая безработица, поскольку высшие учебные заведения восполнили дефицит специалистов данного профиля. Не всех из них даже можно причислить к среднему классу.
Заметим, что нынешний креативный класс – то есть родившиеся в 1980-х годах – является последним относительно многочисленным поколением России. Это поколение иногда называют «последним подарком Советского Союза». На поколение тех, кто родился в 1990-е годы, уже приходится глубочайшая демографическая яма. Скрытое принуждение к эмиграции нынешнего креативного класса чревато невосполнимыми потерями и дальнейшей деградацией человеческого потенциала http://www.ng.ru/editorial/2012-04-25/2_red.html

http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode



Комментариев нет:

Отправить комментарий