Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея могут и должны работать вместе над вопросами международной безопасности. Об этом заявил Чаба Кёрёши, Председатель 77-й сессии Генеральной Ассамблеи, выступая на заседании, созванном после того, как Россия применила право вето в Совбезе при голосовании по продлению мандата на трансграничные поставки помощи в Сирии.
Обсуждения после применения вето в Совбезе
В среду в Генеральной Ассамблее ООН состоялись прения по пункту 60 Повестки дня – «Применение права вето». 26 апреля 2022 года делегаты 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН приняли резолюцию, которая предоставила Ассамблее возможность собираться в течение 10 дней после того, как постоянный член Совета Безопасности наложит вето на ту или иную резолюцию, чтобы обсудить проблему и заслушать объяснения причин такого голосования.
Принятая тогда резолюция способствует сближению двух ключевых органов ООН – Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности, считает Кёрёши.
Напомним, что пять постоянных членов Совета Безопасности ООН – Великобритания, Франция, США, Китай и Россия – могут блокировать любое решение Совбеза, просто проголосовав против. В Генассамблее, где представлены все страны-члены ООН, такого права нет ни у кого.
Трансграничный механизм в Сирии
11 июля Россия применила право вето, то есть проголосовала против проекта резолюции, представленного Бразилией и Швейцарией. Документ предлагал продлить разрешение на поставки гуманитарной помощи через границу на девять месяцев. 13 из 15 стран поддержали резолюцию, но ее отклонила Россия, один из пяти постоянных членов Совета. Отметим также, что Китай, еще один постоянный член, воздержался, но именно российский голос «против» решил исход голосования.
Мы собрались сегодня потому, что постоянный член Совета Безопасности – Российская Федерация – наложила вето на возобновление трансграничного механизма доставки жизненно важной помощи населению на севере Сирии
«Мне бы не хотелось созывать сегодня это пленарное заседание Генеральной Ассамблеи. Мне бы хотелось, чтобы Совет Безопасности смог выйти из тупика в вопросе доставки гуманитарной помощи на север Сирии […], – заявил Чаба Кёрёши, Председатель 77-й сессии Генеральной Ассамблеи, открывая заседание. – Мы собрались сегодня потому, что постоянный член Совета Безопасности – Российская Федерация – наложила вето на возобновление трансграничного механизма доставки жизненно важной помощи населению на севере Сирии».
Сирийцы остались без помощи
По его словам, контрольно-пропускной пункт Баб-эль-Хава на границе Сирии с Турцией используется ООН и агентствами по оказанию помощи с 2014 года, а после закрытия трех других контрольно-пропускных пунктов – по этому маршруту доставлялось 85 процентов гуманитарных грузов ООН. После того как Россия наложила вето в Совете Безопасности на прошлой неделе, гуманитарные поставки там «практически остановились», продолжил он, а сирийцы отчаянно нуждаются в помощи.
4,1 миллиона человек на севере Сирии практически отрезаны от продуктов питания, воды и медикаментов, которые необходимы им, чтобы выжить. Восемьдесят процентов из них – женщины и дети. «Они в отчаянии после двух мощных землетрясений, которые потрясли регион в феврале. Эти потрясения превратили инфраструктуру в руины и привели к новым перемещениям, новая вспышка холеры только усугубила суровые повседневные реалии», – отметил выступающий.
«Отказаться от геополитических игр»
Он призвал членов Совета Безопасности отказаться от «геополитических игр» и задуматься о последствиях своих решений: «Давайте будем помнить о том, что восемь миллиардов наших избирателей рассчитывают на то, что мы будем действовать. Действовать как единая ООН. И мы несем моральную ответственность за это».
По его словам, когда ООН не может принять решение по таким вопросам, как гуманитарная помощь, подрывается авторитет организации. Гуманитарная деятельность, убежден Чаба Кёрёши, всегда должна осуществляться на основе принципов «беспристрастности, нейтралитета и независимости» и не может становиться заложником чьих-либо политических интересов.
Позиция России
Объясняя позицию России, и.о. Постоянного представителя этой страны при ООН Дмитрий Полянский заявил о том, что российскую делегацию «вынудили воспользоваться правом вето», а авторы резолюции не прислушались к предложениям России, которые она выдвигала от имени Сирии. «США и их союзников, в интересах которых действовали наши швейцарские коллеги, волновали прежде всего сроки продления трансграничного механизма, и ни к какому совершенствованию механизма они готовы не были», – отметил Полянский.
https://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
https://news.un.org/ru/story/2023/07/1443002
Комментариев нет:
Отправить комментарий