Россия забирает Белоруссию за долги
Документ, подготовка которого «со скрипом» шла более трех лет и резко ускорилась после непризнанных Западом выборов в Белоруссии, был подписан в режиме видеоконференции в четверг.
Россия продолжит «оказывать помощь братскому белорусскому народу», заявил Путин, обращаясь к Лукашенко, который в прошлом году получил кредит 1,5 млрд долларов, а в этом через членов правительства обсуждал возможность нового кредита еще на 1 млрд.
Союзное государство для Минска - «приоритет из приоритетов», ответил Лукашенко российскому президенту.
28 союзных программ, согласованных после визита Лукашенко в Москву в сентябре, предполагают создание единых рынков нефти и газа (то есть российские цены на энергоносители для Белоруссии), единую политику госзакупок (то есть доступ белорусских предприятий к российскому бюджету), единую аграрную и промышленную политику, а также унификацию бухгалтерского учета.
Следующий этап - принятие 400 актов и двусторонних соглашений, сообщил премьер-министр РФ Михаил Мишустин. «По сути, будет создаваться новое регулирование, теперь на общей интеграционной основе. Это масштабная задача <...> и, конечно, большая ответственность», - добавил он.
Одновременно подписана Военная доктрина Союзного государства взамен принятой 20 лет назад. Хотя ни Москва, ни Минск не сообщают, что именно в ней изменится, глава Минобороны РФ Сергей Шойгу назвал новый документ ответом на угрозы и давление «так называемого коллективного Запада».
В рамках продовольственной союзной программы будут установлены единые правила поставок продуктов питания на рынок Союзного государства, сообщил премьер-министр Белоруссии сообщил Роман Головченко. Что касается энергоносителей, то общие принципы единого рынка газа планируется закрепить к июлю 2022 года, а заработает он с 1 декабря 2023-го.
Выбор времени для интеграции не случаен. Помощи, выделенной Белоруссии в августе прошлого года, когда протесты едва не опрокинули режим Лукашенко, хватит Минску лишь до начала 2022 года, оценивали ранее аналитики S&P.
Проблемой для Белоруссии остается внешний долг на 42,2 млрд долларов, который номинирован на 90% в иностранной валюте и гасить который де-факто нечем: в резервах у НацБанка всего 8,7 млрд долларов, из которых реальной валюты лишь 4 млрд, а основной объем приходится на золото, позицию в МВФ и неликвидные активы.
Перезанять валюту на Западе стало невозможно из-за санкций, закрывших доступ к рынкам капитала. При этом в 2023 году начинаются крупные погашения белорусских еврооблигаций, и для Лукашенко наступает момент истины.
Из общего долга, по оценке Всемирного банка, 8,1 млрд долларов приходилось на займы у России (по данным на 2020 год). Эта сумма, впрочем, могла вырасти почти до 10 млрд после свежих порций помощи.
Европарламент, напомним, призвал к дополнительным санкциям против России в случае продолжения интеграции с Белоруссией и милитаризации отношений двух стран.
В резолюции, принятой 7 октября, ЕП заявил, что Лукашенко не является легитимным президентом Белоруссии, его полномочия истекли 1 ноября 2020 года, а поэтому любые документы с его подписью не имеют юридической силы.
Дорожные карты подразумевают создание единого рынка нефти и газа, поставки оружия на 1 млрд долларов и усиление экономической интеграции. А это «увеличивает риск того, что Лукашенко продолжит торговать суверенитетом в обмен на еще большую поддержку России», говорилось в резолюции.
Материалы по теме
Комментариев нет:
Отправить комментарий