Сегодня в век передовых технологий и изобилия один из каждых трех жителей планеты не имеет доступа к чистой питьевой воде. С этой проблемой столкнулись и украинцы из многих населенных пунктов на востоке Украины, где уже седьмой год продолжается конфликт. Наши коллеги из ЮНИСЕФ рассказали, что непрекращающиеся обстрелы и вооруженные столкновения привели к перебоям с водоснабжением детских садов, школ и больниц. У многих семей, живущих вдоль линии разграничения в Донецкой и Луганской областях, нет воды не только для того, чтобы сделать чай или сварить суп, но и вымыть руки, что крайне необходимо в период пандемии.
Контрольный пункт въезда и выезда на линии разграничения (КПВВ) в селе Пищевик в Донецкой области, пустует уже год. Но раз в неделю здесь кипит жизнь: жители Пищевика с пластиковыми емкостями в руках собираются там вокруг большого белого бака с надписью «Питьевая вода».
«Из-за пандемии в марте 2020 года блокпост со стороны неподконтрольных правительству территорий был закрыт. Мы приходим на пункт пропуска, чтобы набрать воды. У нас ее нет уже семь лет», – говорит местная жительница Лариса.
Питьевую воду в Пищевик уже второй год подряд доставляет Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) совместно с благотворительной организацией ADRA. Цель проекта – обеспечить водой жителей населенных пунктов вдоль линии разграничения. В этом году благодаря гуманитарной помощи Европейского союза в село завозят по кубометру питьевой воды еженедельно.
Село вблизи линии вооруженных столкновений
Лариса и ее односельчане пришли на пункт пропуска заранее, еще до приезда водовоза. Ведь для местных жителей это – важное событие. Здесь, на линии разграничения, доступ к чистой питьевой воде – острая проблема последних семи лет.
«Воды в поселке нет совсем. Даже техническая вода не идет. А колодцы высохли как раз в то время, когда началась война. Село наше заброшено, мы никому не нужны. Хорошо, что хоть воду нам привозят», – сетует Лариса. Причины исчезновения воды из колодцев людям неизвестны. Из-за боевых действий они не могут позвать специалистов, которые могли бы посмотреть, что происходит.
Половина жителей Пищевика покинули село из-за обстрелов и безработицы в этом населенном пункте и соседних селах. Большинство зданий здесь были либо разрушены, либо заброшены. Лишь в нескольких одноэтажных домах вечером горит свет.
«Здесь осталось всего 17 местных жителей и военных, работающих на пункте пропуска», – рассказывает Лариса.
КПВВ – единственный социальный объект в селе. Здесь люди набирают воду, сюда приходят за хлебом, который привозят для них из ближайшего города военные, здесь же раз в неделю ждут питьевую воду, доставляемую ЮНИСЕФ.
«Эту чистую воду мы используем для приготовления чая и супа. Или просто пьем. Мы ее очень экономим», – говорит Лариса. По ее словам, у нее дома на учете каждый литр воды.
Режима экономии воды жителям Пищевика приходится придерживаться из-за военных действий. «Мы растягиваем потребление воды и всегда оставляем ее про запас – боимся, что из-за обстрелов водовоз может не приехать. Или снег заметет дорогу. Всегда есть страх остаться без воды», – жалуется пенсионерка, добавляя, что до сих пор ночью слышны звуки выстрелов.
Пандемия COVID-19 обострила проблемы сельских жителей с доступом к продуктам питания, лекарствам и медицинской помощи. После закрытия пункта пропуска Пищевик остался без регулярного транспортного сообщения с ближайшими крупными населенными пунктами.
Если бы ЮНИСЕФ не привозил воду в село, то его жителям пришлось бы ездить за ней в соседний город Павлополь, который находится в нескольких километрах.
«Мы здесь просто выживаем. Поэтому мы ценим то, что нам привозят воду. Для нас это означает, что о нас кто-то помнит », – говорит Лариса, привязывая бутылки с водой к своей тележке.
Чистая вода для детей
Город Марьинка, что в Донецкой области, расположен почти в ста километрах от села Пищевик, но проблемы этих двух населенных пунктов схожи – это угроза обстрелов, минная опасность и отсутствие водоснабжения.
«В последний раз вода из крана в нашем городе шла семь лет назад. Это было до войны», – рассказывает заведующая Марьинским дошкольным учебным заведением Алла Николаевна. После того, как водопровод, по которому питьевая вода поступала из Донецка в Марьинку, был поврежден обстрелами, в городе осталась только техническая вода. Сегодня вся питьевая вода в Марьинке – привозная или бутилированная.
«Нам качают техническую воду из Карловского водохранилища. Она – зеленого цвета, имеет неприятный запах, а иногда в ней даже оказываются рыбки», – рассказывает Алла Николаевна, поясняя, что этой технической водой в детском саду даже не моют посуду. Она годится только для котельной.
Для приготовления пищи, питья и уборки сотрудники используют воду, которую им при финансовой поддержке Европейского союза доставляет ЮНИСЕФ. Синие баки, установленные на первом этаже детского сада, наполняются привозной водой раз в неделю.
«Нам привозят тонну воды. Раньше этого хватало с запасом. Но с началом пандемии коронавируса ее расходуется значительно больше. Ведь дети стали чаще мыть руки», – говорит Алла Николаевна, беседуя с сотрудниками ЮНИСЕФ на кухне детского сада.
В каждой группе детского сада есть столик, на котором выставлены чистые чашки и чайник с питьевой водой. «Дети пьют очень много, особенно после активных игр. Мы не успеваем наполнять эти чайники», – смеется заведующая, глядя как дети наливают в цветные кружки чистую воду.
В рамках проекта ЮНИСЕФ еженедельно совместно с партнерами доставляет в населенные пункты вдоль линии соприкосновения от одной до четырех тысяч литров воды. В Фонде напоминают, что неотъемлемые права на чистую питьевую воду и надлежащие санитарные условия столь же важны, как и права на питание, медицинское обслуживание и физическую безопасность. Для того, чтобы улучшить доступ детей к чистой питьевой воде в условиях конфликтов и кризисов, ЮНИСЕФ призывает прекратить обстрелы объектов водоснабжения.
https://news.un.org/feed/view/ru/story/2021/03/1399322
Комментариев нет:
Отправить комментарий