В 21 стране мира все еще предусмотрена уголовная ответственность за вероотступничество, а в 12 государствах, включая Афганистан, Иран, Йемен, Малайзию, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовскую Аравию — за это карают смертной казнью. Об этом говорится в опубликованном на этой неделе отчете Специального докладчика ООН по вопросу о свободе религии и убеждений Ахмеда Шахида.
Вообще, по данным Шахида, ситуация не только не улучшается, но все больше вызывает тревогу. Например, в период с 2007 по 2017 год во многих странах мира приняты дополнительные законы, ограничивающие право на свободу религии или убеждений. Только за последний год Спецдокладчик направил властям и негосударственным субъектам 52 сообщения, в которых выражается обеспокоенность по поводу преследования членов религиозных меньшинств, их дискриминации и других нарушений.
В своем отчете он привел ряд конкретных ситуаций, которые вызывают у него большую обеспокоенность. Например, как говорится в документе, в Таджикистане мирные религиозные деятели, в основном мусульмане, были задержаны в соответствии с законом «О борьбе с экстремизмом» за содействие религиозному образованию или распространение религиозной литературы. В Республике Молдова эмблемы движения «Фалуньгун» были в упрощенном порядке внесены в государственный реестр «экстремистских материалов».
Китай пытается оправдать принудительное задержание более миллиона мусульман-уйгуров, казахов и других преимущественно мусульманских этнических меньшинств и помещение их в государственные лагеря «перевоспитания» положениями «по борьбе с экстремизмом». Показателем религиозного экстремизма признаны, например, борода у молодых мужчин и чадра у женщин.
По данным Шахида, китайские власти заставляют мусульман учить мандаринский диалект китайского языка, восхвалять Коммунистическую партию Китая и отрекаться от своей религии в лагерях для интернированных, а за отказ от подобной «учебы» строго наказывают. Согласно сообщениям, китайские власти насильно стерилизуют уйгурских женщин: в период с 2015 по 2018 год темпы прироста населения в главном уйгурском районе страны снизились на 84 процента.
Нарушения не везде носят столь экстремальный характер, однако они тоже приводят к ущемлению права на свободу вероисповедания. Например, правительство Казахстана требует от религиозных организаций прохождения сложного четырехступенчатого процесса регистрации. Более того, с 2011 года государство закрыло 1400 религиозных объединений в стране. Мусульман-шиитов в Бахрейне, мусульман-рохинджа в Мьянме и Свидетелей Иеговы в России лишают гражданства, либо отказывают в его получении на основании их религиозной принадлежности.
Еврейские и мусульманские общины в европейских странах, включая Австрию, Бельгию, Германию, Грецию, Грузию, Данию, Нидерланды, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Финляндию и Францию, по-прежнему сообщают о «ненавистнических высказываниях» политических лидеров в интернете и в реальной жизни.
Число женщин и девочек, лишенных права на образование на основании их религии или убеждений, неизвестно, однако из миллионов девочек во всем мире, которые не ходят в школу, три четверти принадлежат к группам меньшинств. В Египте, например, женщин-мусульманок, не желающих носить чадру, преследуют в учебных заведениях.
Законодательный запрет на ношение некоторых видов религиозной одежды в общественных местах, в частности в Западной Европе, также ставит под угрозу доступ к образованию для женщин и девочек, которые предпочитают носить чадру как выражение своей религиозной, культурной или личной самобытности или убеждений. Комитет по правам человека обнаружил, что такие запреты могут фактически препятствовать учащимся в получении образования и представляют собой одну из форм дискриминации в отношении женщин-мусульманок, которые предпочитают закрывать волосы или лицо.
В Ирландии детям сложно получить образование, которое не было бы основано на религии, исповедуемой большинством населения страны: 90 процентов всех финансируемых государством начальных школ являются католическими, а преподавание католицизма включено в учебную программу по всем предметам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий